Вернувший людям детство: как Спартак Мишулин 40 лет играл Карлсона, за что сидел в тюрьме и скрывал ли вторую семью?

Пан Директор из «Кабачка «13 стульев», Саид из «Белого солнца пустыни» и, конечно, самый обаятельный Карлсон, которого он играл более 40 лет – именно таким театральные и кинозрители запомнили Спартака Мишулина. В его багаже почти не было главных ролей, но это не помешало ему стать всенародно любимым артистом для нескольких поколений взрослых и детей. Сегодня Спартаку Мишулину могло бы исполниться 95 лет. Mir24.tv вспоминает яркие роли актера, его долгий путь к известности и непростую историю семьи, в которой даже после его смерти продолжают всплывать все новые скандалы.

Вернувший людям детство: как Спартак Мишулин 40 лет играл Карлсона, за что сидел в тюрьме и скрывал ли вторую семью?
© Мир24

Вместо артиста стал артиллеристом

Мальчик с редким и непривычным для русского уха именем Спартак появился на свет 26 октября 1926 года. Мишулин родился и вырос в неполной семье – своего отца он никогда не знал. Но с большой долей вероятности им мог быть известный советский писатель Александр Фадеев, с которым у его матери был долгий роман. Она дала сыну свою фамилию, отчество – Васильевич – досталось мальчику от отчима (по некоторым данным – от деда). А необычное имя для малыша выбрал дядя – видный советский историк, профессор и ректор Академии общественных наук Александр Мишулин. Он специализировался на античной истории, в частности, на восстании Спартака. Впрочем, мальчику его имя шло: обладавший от природы глубокими карими глазами, темными вьющимися волосами и смуглой кожей, Спартак Васильевич часто иронизировал над своей внешностью и даже шутил, что в его жилы, возможно, «влита цыганская кровь».

Мишулин родился в Москве, где прожил бó‎льшую часть жизни. Хоть в семье и не было отца, Мишулины не бедствовали: мама Спартака, Анна Васильевна, работала заместителем наркома золотодобывающей промышленности и принадлежала к партийной номенклатуре. Женщине некогда было заниматься ребенком, поэтому, когда сын чуть подрос, она сдала его в детский дом. «Я много чего сделала для государства, вот теперь пусть оно воспитывает моего ребенка», – так мотивировала свой поступок Анна Мишулина. Однако через два года ее брат (тот самый дядя-историк) забрал мальчика к себе, в квартиру в Настасьинском переулке.

В 1937 году по стране прокатилась волна репрессий. Анну Мишулину, как и многих, не спасло даже ее высокое положение – женщину объявили врагом народа и сослали в Ташкент. Спартак еще некоторое время жил с дядей, но спустя два года переехал к матери и поселился с ней, отчимом и двумя сестрами. Как впоследствии рассказывала дочь актера, там ему пришлось несладко: «Отчим его лупил, мать оставалась к нему холодна». В итоге он сбежал обратно к дяде.

Когда началась Великая Отечественная война, Мишулины отправилась в эвакуацию в город Дзержинск. Юный Спартак, как и многие мальчишки того времени, тоже хотел защищать родину от захватчиков. Он несколько раз пытался вступить в ряды Красной армии и уйти на фронт, но его попытки не увенчались успехом – пришлось вернуться к занятиям и засесть за учебу.

Окончив семь классов школы, Мишулин, с детства неравнодушный к театру, задумался о том, чтобы стать актером. Однажды ему на глаза попалось объявление о наборе юношей в артспецшколу в Анжеро-Судженске (город в Кемеровской области). Парень был свято уверен, что корень «арт» в названии учреждения – от слова «артист», и обучают там именно этой профессии. Ни минуты не сомневаясь, он наспех собрал вещи и отправился в дорогу. Можно лишь догадываться, каким было его удивление и разочарование, когда, преодолев несколько тысяч километров, он обнаружил, что школа эта готовит артиллеристов... Но денег на обратную дорогу у парня не было – пришлось остаться.

Сел за «осквернение» портретов вождей и чуть не погиб в колонии

Однако и в артиллерийской школе Спартаку удалось применить себя в любимом деле. Он записался в кружок самодеятельности и проводил там все свободное время: вместе с товарищами ставил спектакли, придумывал сценарии праздников, организовывал концерты и сам их вел. Его увлеченность нередко ставила учебу под угрозу. Так, пару раз Спартак без разрешения выкручивал в школе лампочки, чтобы использовать их для лучшего освещения сцены. К счастью, этих мелких проступков никто не заметил. Но один «грех» ему все же не сошел с рук. Помимо любви к театру, Мишулин страстно обожал книги и даже сам пробовал сочинять. Он взялся написать книгу про революцию, а так как бумаги не хватало, использовал вместо нее... портреты советских вождей. Такое «надругательство» ему, конечно, простить не смогли – тут тебе не воровство лампочек, а покушение на честь и достоинство великих советских деятелей!

От политической статьи, как и от похода на фронт, Мишулина уберег возраст. Но на полтора года за воровство и хулиганство его все-таки посадили. Впрочем, это не помешало ему в будущем стать довольно популярным писателем. Уже став народным артистом России, он печатался в таких изданиях, как «Культура», «Литературная газета», «Известия». Читали его и за рубежом – в США в свет вышли 23 рассказа.

В колонии Мишулин продолжил заниматься любимым делом – ставил любительские спектакли. А однажды даже чуть не погиб – уснул в поле во время уборки урожая и не услышал, как в его сторону едет трактор. Мишулину повезло – он отделался легкими травмами. После этого случая его перевели на более легкую работу – водовозом. Но и здесь неугомонный Спартак отличился: вместо воды он часто тайком возил в бочке муку, чтобы помочь голодающим сокамерникам. На этом его поймали и прибавили к сроку еще полтора года.

Освободившись из колонии, Мишулин сразу занялся поиском работы. Товарищ из Калининской области (ныне Тверской) предложил ему пожить у него. Спартак поселился у друга и устроился заведующим клубом в деревне Брусово. На связь с родными он принципиально не выходил – не хотел навлечь на них неприятности. Но дядя Александр Васильевич разыскал племянника и забрал с собой в Москву.

«Я могу вернуть людям детство»: любимый советский Карлсон

Вернувшись в столицу, Спартак решил поступать в театральное. Но его попытка поступить в Щукинское училище провалилась. Причиной тому отчасти стало вмешательство родственника: Александр Мишулин попросил председателя Комитета по делам искусств Михаила Храпченко похлопотать за Спартака перед руководством «Щуки». Но тогдашний ректор и председатель приемной комиссии училища Борис Захава терпеть не мог блата. На вступительном экзамене он жестко раскритиковал игру Мишулина, безапелляционно заявив: Спартака и близко нельзя подпускать к сцене.

Но Спартак не был готов так просто расстаться с мечтой детство, да и дядя отступать не собирался. Он помог юноше устроиться во вспомогательный состав Калининского драматического театра, при котором Мишулин окончил театральную студию. Затем он служил в театрах Калинина (ныне Твери) и Омска, на сцене которых исполнил в общей сложности порядка 40 ролей. Мишулин объездил с гастролями едва ли не всю страну. В 1960 году его пригласили сразу в три именитых московских театра – «Ленком», Театр Советской армии и Театр сатиры. Мишулин остановился на последнем и, кажется, ни разу не пожалел о своем выборе. В этом театре он служил до конца своей жизни и именно здесь исполнил, возможно, главную роль своей жизни – знаменитого и всеми любимого Карлсона.

При том что в его арсенале было множество более серьезных, «взрослых» ролей (в Театре сатиры он играл и Остапа Бендера в «Двенадцати стульях», и чиновника Хлопова в «Ревизоре», и Короля в «Обыкновенном чуде», и «белого» генерал-майора Чарноту в «Беге»), Спартак Васильевич всегда с особым трепетом относился именно к роли Карлсона. Более двух тысяч (!) раз перевоплощался он в этого забавного «в меру упитанного мужчину в полном расцвете сил». Дети всей страны обожали его и с каждого спектакля Мишулин уносил целую гору баночек с вареньем.

Играть Карлсона было непросто: на протяжении сорока лет Мишулину приходилось долго гримироваться, приклеивать большой, несуразный нос, надевать накладной живот и во всей этой «амуниции» парить над сценой на тросах. Но когда его спрашивали, не надоела ли ему эта роль, он неизменно отвечал: «Я могу вернуть людям детство, особенно своим ровесникам, у которых его по-настоящему и не было из-за всевозможных войн. А разве это мало – вернуть людям детство?»

Во время съемок в «Белом солнце пустыни» прятал лысину под париком

На большом экране Мишулин дебютировал уже немолодым. В 1966 году сорокалетний актер появился в популярном юмористическом сериале «Кабачок «13 стульев». Роль пана Директора сразу сделала Мишулина еще более узнаваемым. Компанию на съемочной площадке ему составили Ольга Аросева, Валентина Шарыкина, Александр Белявский, Михаил Державин, Георгий Вицин и многие другие замечательные артисты. Мишулин играл пана Директора на протяжении 15 лет, а сама передача пользовалась необыкновенным успехом вплоть до 1980 года. Во многом благодаря тому, что шоу очень нравилось Леониду Брежневу – генсек не пропускал ни одного выпуска. А в 1976 году по случаю десятилетия «Кабачка» власти Польши (по сюжету все действие разворачивается в маленьком польском кафе) присудили всем артистам, принимавшим участие в передаче, звание «Заслуженный деятель культуры Польши».

Еще больше Мишулина прославила роль Саида в знаменитом фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Многие фразы его героя («Джавдет – мой… Встретишь – не трогай его…», «Джавдет – трус, Абдулла – воин. Они не любят друг друга»), как и цитаты других персонажей картины стали крылатыми. Эти съемки потребовали от Мишулина изрядной доли выносливости. Вы наверняка помните знаменитую сцену, где Сухов впервые встречает Саида? Ради этого эпизода Мишулина три дня подряд на 60-градусной жаре закапывали в раскаленный песок – никаких ухищрений и спецэффектов! Есть и пить приходилось с ложечки из рук коллег. И, как на зло, именно с этими кадрами вечно что-то случалось: то царапина на пленке, то тень не так падает, то лишние объекты в кадре. Но Спартак Васильевич мужественно выдержал все испытания.

Однако страшней жары и жажды был для Мишулина гнев Валентина Плучека, главного режиссера Театра сатиры. Мишулин знал, что Плучек ненавидел, когда его актеры отпрашивались на киносъемки параллельно с занятостью в спектаклях. Поэтому артист решил скрыть этот факт. Но сделать это было не так-то просто: ради роли Саида ему пришлось побриться налысо! Мишулину пришлось купить парик и каждый раз приходить в нем в театр. И все бы ничего, но однажды, здороваясь с Плучеком, он нечаянно приподнял кепку вместе с волосами... Валентин Николаевич был в шоке, Мишулину пришлось во всем сознаться. Но, к счастью, Плучек быстро сменил гнев на милость: выяснилось, что Владимир Мотыль, у которого снимался Мишулин – его любимый режиссер.

В 1971 году вышло сразу два значимых фильма со Спартаком Мишулиным: «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова и телеспектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Маргариты Микаэлян. Последний стал экранизацией одноименного спектакля с Мишулиным в главной роли. Вместе с ним в картине сыграли такие звезды, как Андрей Миронов (жулик) и Татьяна Пельтцер (Фрекен Бок). В «Достоянии республики» Мишулину вновь довелось поработать с Мироновым: Андрей Александрович сыграл авантюриста Шиловского, а Спартак Васильевич – его подельника Илью Тараканова, управляющего имением некоего князя, у которого он похитил художественные ценности. Вывести преступников на чистую воду пытается сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников (Олег Табаков).

Нельзя также не отметить роли Мишулина (пусть и эпизодические) в таких фильмах, как «Человек с бульвара Капуцинов» (там он сыграл индейского вождя – того самого, которому во время сеанса состригли перья!) и «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Булгакова, где Мишулин сыграл директора ресторана Арчибальда Арчибальдовича.

В 1989 году на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Спартак Мишулин сыграл в фильме отца главного героя – молодого сыщика Дмитрия Пузырева (Дмитрий Харатьян). Спустя два года этот колоритный дуэт снова встретился на съемочной площадке другого фильма Гайдая – «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». Правда, здесь Мишулину досталась совсем небольшая роль – он сыграл слугу шейха, за которым охотится мафия.

Последним фильмом Спартака Мишулина стала фантастическая сага «Азирис Нуна», где он исполнил роль сторожа. Вместе с ним в картине появились Александр Филиппенко, Максим Аверин, Александр Лазарев-младший и Нонна Гришаева. Коллеги по съемочной площадке в один голос отмечали необыкновенную работоспособность Спартака Васильевича, а ведь на момент съемок ему было уже 78 лет.

Спартака Мишулина не стало 17 июля 2005 года. Он умер в Центре кардиохирургии в Москве через три дня после плановой операции, причиной смерти стала остановка сердца. Актера похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Война детей: скандал с внебрачным сыном

Из-за скитаний по лагерям и других тягот, постигших его еще в молодости, Спартак Мишулин практически не успевал думать о личном счастье – было не до этого. Кроме того, трудности в отношениях с матерью лишь усугубляли в нем неуверенность и недоверие к женщинам. Став актером и прославившись, Мишулин заметил, что с ним хотят познакомиться прежде всего из-за его популярности. Таким образом, даже в зрелом возрасте он продолжал оставаться холостяком и не спешил связывать себя серьезными отношениями. Впрочем, заводить короткие романы ему это не мешало. Коллеги актера вспоминали, что он частенько приводил в общежитие Театра сатиры молодых поклонниц, а чтобы его никто не беспокоил, на полную громкость включал Первый концерт Чайковского.

Но одной девушке все же удалось надолго захватить его сердце. В 1969 году, во время съемок очередной серии «Кабачка «13 стульев», Мишулин встретил на телестудии молодую девушку – Валентину. Она работала монтажером развлекательных и новостных программ, в то время была ассистентом режиссера программы «Время». Валентина была на 20 лет моложе Мишулина и поначалу дичилась, когда именитый актер стал оказывать ей знаки внимания. Но со временем растаяла и приняла его ухаживания. Они встречались почти шесть лет, прежде чем пожениться. В 54 года Спартак Васильевич стал отцом: жена подарила ему дочь Карину. Актер души не чаял в малышке и старался все свободное время проводить с семьей.

Правда, спустя 12 лет после смерти актера вдруг выяснилось, что Карина – не единственный его ребенок. Объявился внебрачный сын Спартака Мишулина – молодой актер Тимур Еремеев. В интервью нескольким изданиям он рассказал, что Мишулин познакомился с его матерью Татьяной в Вологде, на съемках фильма «Достояние республики». Девушке на тот момент было всего 16 лет. По словам Тимура, съемочная группа фильма однажды приехала в школу, где училась его мама. Увидев известного актера, который, к тому же, был весьма привлекательным мужчиной, она тут же влюбилась. Спартак тоже обратил внимание на миловидную девушку, и они обменялись телефонами. Потом они неоднократно встречались в Москве, и, когда Татьяна забеременела, Мишулин не стал отказываться от ребенка, пообещав во всем помогать. Но разводиться с Валентиной актер не стал.

Как утверждает Еремеев, в Театре сатиры все знали, что у Мишулина есть вторая семья. Но дочь актера Карина категорически отказалась признавать Тимура своим братом – даже несмотря на то, что генетическая экспертиза подтвердила их родство. Спустя какое-то время о правах на наследство актера заявил предполагаемый «внук» Мишулина – некто Эдуард Сорокин. Он утверждал, что, когда Спартак Мишулин жил в деревне Брусово, у него была связь с его бабушкой, которая затем родила сына – его отца. Как и в первом случае, дело дошло до суда, но никаких доказательств родства Сорокина и Мишулина найти не удалось.