Войти в почту

Ни любви, ни тоски, ни жалости. Рецензия на «Последнюю дуэль»

Средневековье (так себе время), Франция (так себе место). Нормандский рыцарь Жан возвращается с войны и узнает от жены Маргарет, что ее изнасиловал его старый друг и новый враг Жак. К сожалению, женщине никто не верит, но разъяренный муж доходит аж до короля и требует у того возможности выяснить правду в смертельном поединке (ну это Средневековье, так там все работало). Вот только Жан не слишком-то и задумывался, что в случае неудачи Маргарет сожгут на костре за поклёп.

По пальцам нескольких рук можно пересчитать количество жителей планеты, имеющих привилегию делать авторское кино за большие деньги. Ридли Скотт — один из таких счастливчиков, и нам нужно быть благодарным за полнейшее отсутствие привычки стесняться у британского гения. Ну кто еще в самом деле сейчас способен снять детективно-судебную драму про Средневековье?

Scott Free Productions Последняя дуэль

Грязное, кровавое, суровое, оно давит на зрителя не меньше сердечных перипетий любовного треугольника и вызывает желание после выхода из зала обнять, например, светофор — просто в благодарность цивилизации за все то, что она нам дала за прошедшие с тех времен столетия. Война просто для того, чтоб найти денег на поместье, брак просто для того, чтоб получить приданое, вражда только из-за того, что кто-то кому-то задолжал клочок земли — антураж у истории совершенно чудовищный (в хорошем смысле) и делает ее еще более отчаянной.

Очень здорово, что Ридли не нужно уговаривать никого у себя сниматься, из-за чего он по умолчанию получает доступ к лучшим из лучших. По сути, «Последняя дуэль» — актерский бенефис сразу трех воистину гениальных людей. Мэтт Дэймон — обманутый муж и сын, но жалости к нему как-то особо не чувствуешь. Джоди Комер — пострадавшая жена, но тоже не белый и пушистый ангел. Адам Драйвер — ну просто конченая тварь, но такая, к какой испытываешь странную симпатию даже во время самых мерзких поступков. Каждый из них очень органичен и на своем месте, большая удача для кастинг-директора и нас с вами.

Scott Free Productions Последняя дуэль

Но главное украшение фильма — это, конечно же, сценарий (между прочим, написанный теми самыми Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном). История показывается сразу с трех точек зрения, из-за чего зрительские симпатии будут полярно носиться в течение фильма из стороны в сторону. Вы будете пересматривать одни и те же сцены с позиций разных персонажей, и каждая деталь будет так сильно влиять на восприятие героев, что вам даже будет немного мерзко, что кому-то из них вы сопереживали всего 5 минут назад. Это не то что бы прям новая находка, но на таком уровне ее не было очень давно, Ридли Скотт — настоящее уважение.

«Последняя дуэль» определенно один из лучших фильмов года и одна из лучших работ Ридли в XXI веке. Умная и неоднозначная, она удивительным образом остается со зрителем и после просмотра и обдумывается снова и снова. Два с половиной часа пролетают без всяких преувеличений незаметно — и мы не знаем, как похвалить кино сильнее.

Scott Free Productions Последняя дуэль

В кинотеатрах с 18 ноября (очень надеемся).

Евгений Тиунов