Эстетика в фильмах Уэса Андерсона: реальность, смещенная на пять градусов
Эстетика в фильмах Уэса Андерсона: реальность, смещенная на пять градусов
Пандемия вновь вносит свои коррективы в график премьер, и долгожданный «Французский вестник» Уэса Андерсона, анонсированный еще три года назад, снова изменил дату выхода на экраны (в кино работа появится не раньше 18 ноября). Автор «Гранд Будапешта» в своей новой работе собрал, кажется, все сливки Голливуда – от Фрэнсис Макдорманд, Тильды Суинтон и Эдриана Броуди до Тимоти Шаламе и Леи Сейду – и обещает рассказать удивительные истории, опубликованные на страницах последнего выпуска еженедельного американского журнала, который выходил в свет в вымышленном французском городе в середине XX века. И рассказать красиво – в своих лучших традициях. Эстет и перфекционист, он создает фильмы, которые становятся глотком свежего воздуха и всегда выделяются на фоне других. Вот он, фирменный почерк Уэса Андерсона (сам режиссер называет свой стиль реальностью, смещенной на пять градусов): симметричные планы, конфетные оттенки, кукольные домики, верность пленке и буйство красок, выверенное в каждом кадре настолько, что любой хочется сохранить в «Фотопленку».
Уэс Андерсон подходит к палитре, рисующей его фильмы, с особой тщательностью, и характерная ему насыщенность кочует от одной работы к другой практически без изменений, хотя и среди оттеночного разнообразия у самого эстетичного режиссера современности есть любимчики: желтый, красный и бирюзовый. Кажется, невозможно представить его «Отель «Гранд Будапешт»» без розового, красного и голубого букета, «Безупречного мистера Фокса» без янтаря, а «Королевство полной луны» без оттенков зелени.
А особою магию такому цветовому буйству придает пленка, безошибочно ловящая все полутона. Да, с подобным вниманием он относится только, пожалуй, к актерскому составу, как правило собирающему звезд первой величины, и своим фаворитам: Биллу Мюррею, Оуэну Уилсону, Джейсону Шварцману.
Еще одна важная составляющая визуального языка Уэса Андерсона – симметрия, в которой чувствуется явное влияние Стэнли Кубрика, Питера Гринуэя и Уита Стиллмана, тоже ставящих во главу угла соразмерность пропорций. Четкость в своих кадрах он доводит до совершенства, и это во многом не просто желание создать геометрический идеал, а индивидуальные представления режиссера о красоте: «Это не сознательные решения, это скорее нечто вроде почерка. Я это делаю именно так, а не иначе; иначе мне не нравится». Длинные кадры, фокусирующие внимание на действии, когда камера движется за объектом по одной траектории, к тому же приближают его к мечте – театре, о котором он грезил всегда. Вообще, в плане съемки Уэс Андерсон – настоящий фетишист. Отсюда и его постоянный оператор Робер Йоумен, и излюбленный им статичный план сверху вниз, и крупные планы, показывающие детали и предметные миры, точно отражающие характеры его персонажей и делающие его фильмы до мелочей подробными и тактильными, и своеобразное использование «slow motion», работающее в его случае на иронию, а не на градус эпичности.
А еще Уэс Андерсон обожает шрифты. Да, они, как и цветовая гамма, в каждом фильме играют свою отдельную роль, и это для режиссера дело буквально семейное: за шрифты и надписи у него отвечает в основном младший брат, Эрик Чейз Андерсон. Почерк, оформление записей, названия на транспорте, зданиях, коробках, заголовки газет и книг, рекламные вывески – все имеет свое место, никогда не появляется в кадре просто так и работает на раскрытие характеров. Для «Королевства полной луны», например, был даже специально разработал рукописный шрифт Tilda, а для «Гранд Будапешта» выбран символичный Archer, использовавшийся для кулинарного журнала Martha Stewart Living. Совпадение?
Вообще, сам Уэс Андерсон признавался, что если бы не ушел в кино, то стал бы архитектором, и это явно отражается в его стиле: миры, которые он создает на экране, обязательно наполнены деталями, будь то книги и личные вещи или обои и картины на стенах. При этом все эти мелочи, делающие картинку идеальной, как признавался сам режиссер, появляются спонтанно: «Меня всегда поражает, как все сложилось, ни один мой фильм не вышел таким, как я думал». То же правило работает и с костюмами: за них в фильмах в основном отвечает Милена Канонеро («Крестный отец», «Сияние», «Заводной апельсин»), но и сам режиссер лично прикладывает руку к образам своих персонажей. Из-за такого внимания к деталям, например, художникам «Бесподобного мистера Фокса» пришлось переделывать несколько кадров просто потому, что брюки оказались не той длины. Зато как результат – безупречный стиль героев и мировые бренды в списке поклонников режиссера: так, Prada для его работ придумывали чемоданы, а Louis Vuitton под руководством Марка Джейкобса отвечали за предметы багажа и одежду братьев из фильма «Поезд на Дарджилинг».
И пусть Уэса Андерсона часто обвиняют в инфантилизме (даже его типичный герой – это или ребенок, спешащий повзрослеть, или взрослый, остающийся в душе ребенком), он все равно больше чем просто красивая картинка. Он делает полихарактерные фильмы, соединяет ярких персонажей со своим стилем и своими странностями, говорит о семье и делает это серьезно, хоть и под оболочкой комедии, и создает собственные самобытные миры, кукольные домики, выходящие далеко за пределы экранов. Получится ли таким же «Французский вестник»? Наверняка.