Войти в почту

Лучшие фильмы, показывающие реальность брака – как они отражают наше меняющееся общество

Некоторые из лучших фильмов и сериалов сегодняшнего дня посвящены худшим бракам. Фактически экранные версии проблематичных отношений отражают наше быстро меняющееся общество.

«Ты меня ненавидела!», – кричит муж в фильме «Брачная история» (2019) своей бывшей жене, которая кричит ему в ответ: «Это ты меня ненавидел!»

«Ненавижу твоё лицо», – говорит мужчина в комической драме «Вместе» (2021). А женщина, с которой он живёт, сравнивает его с раком и диареей.

В новом сериале HBO «Сцены из супружеской жизни», ремейке классического сериала Ингмара Бергмана 1973 года, жена собирается уходить от мужа.

Её разъярённый муж Джонатан (Оскар Айзек) говорит, что они должны прекратить отношения, «пока мы не поймём, как это исправить». Мира (Джессика Честейн) язвительно парирует: «Ты меня больше не привлекаешь, и как ты это исправишь?»

Брачные войны 21 века

Фото Pexels

Шикарные и сочные ссоры супругов и партнёров нынче являются отличительной чертой токсичных браков и отношений 21-го века. Они отражают нашу эпоху, когда разводы – обычное дело, а долгосрочные отношения не всегда подразумевают законный брак.

В «Брачной истории» режиссёра Ноа Баумбаха жена (Скарлетт Йоханссон) уезжает из Нью-Йорка, чтобы заняться собственной карьерой в Лос-Анджелесе.

Ремейк «Сцен из супружеской жизни» меняет расстановку сил, в отличие от версии Бергмана. На этот раз изменяет жена, а не муж. Нет, это не акцент на том, что виноваты женщины или мужчины, просто фильмы четно показывают наше сегодняшнее общество.

В добрые старые времена на экране, как и в жизни, у несчастливых супружеских пар вариантов выхода было мало. Мужчина мог изменить, и ему это сходило с рук, потому что развод считался скандалом.

Женщина просто была несчастной. Но она могла убить своего мужа, как в классических нуар-фильмах «Двойная страховка» (1944) и «Почтальон всегда звонит дважды» (1946), которые были воплощением многих женских фантазий.

Или же несчастная женщина могла покончить с собой, прыгнув под поезд, как Анна Каренина, или проглотив яд, как Эмма Бовари. Постоянный образ страдалиц, от Греты Гарбо в 1935 до Киры Найтли в 2012, всё так же находил отклик у разочарованных жён 20-го века.

Две версии «Сцен из супружеской жизни»

Новая разновидность фильмов о браке начала появляться в 1970-х годах под влиянием сексуальной революции60-х годов. Ярким примером является картина «Незамужняя женщина» (1978).

Богатая нью-йоркская женщина Эрика (Джилл Клейберг) стоит на улице, когда её бросает супруг Мартин. «Я полюбил другую», – говорит он с сожалением.

Но Эрика привыкает к новой самостоятельной жизни и заводит роман с художником Солом Капланом (Алан Бейтс). Это новая волна феминизма, но всё же принимает решение и диктует свои условия тут муж.

То же самое происходит и в сериале «Сцены из супружеской жизни» (1973) Бергмана, где показан развод и его последствия. Марианна, персонаж актрисы Лив Ульман, сделала шикарную карьеру адвоката по разводам (ирония судьбы), но в семье доминирует её муж Юхан (Эрланд Юзефсон).

Когда он уходит от Марианны к молоденькой девушке, брошенная жена месяцами сходит с ума. Но к тому моменту, когда Юхан хочет вернуться, Марианна уже ощущает свою власть над ним.

Режиссёр показывает все прелести проблемного брака с бурными ссорами и манипуляциями с обеих сторон, что уже очень похоже на сегодняшние токсичные брачные истории с постоянно колеблющимся балансом сил, жалобами на секс или его отсутствие и зачастую неверностью одного из супругов. Собственно, все эти аспекты и доводят пару до критической точки.

Кстати, после показа первых «Сцен из супружеской жизни» Бергмана на шведском телевидении в 1973, режиссёра даже обвинили в росте количества разводов в стране.

В ремейке 2021 «Сцен из супружеской жизни», написанном и снятом Хагаем Леви, много внимания уделяется мучительным отношениям между персонажами и изучению их крепкой взаимосвязи «любовь-ненависть».

Мини-сериал начинается с наблюдения за внешне стабильным браком Миры и Джонатана, а затем зритель видит их шумное расставание и последующие страстные сцены встреч после развода.

Другая расстановка полов – это деталь, которая добавляет сериалу, так сказать, современности. Мира – успешный руководитель, а Джонатан – профессор с небольшим доходом, который сидит с их маленькой дочкой. Как видите, вполне реалистичные изменения 21-го века.

Можно даже считать Миру эгоисткой и манипулятором – не потому, что она хочет уйти, а из-за жёсткости и бессердечности её поступка. В ремейке именно жена как-то вечером возвращается домой и заявляет, что уходит к более молодому мужчине, с которым у неё роман, а потрясённый муж умоляет её остаться.

Супруги намеренно говорят друг другу обидные и непростительные слова. Но это те самые слова, которые мы сами порой хотим озвучить, но знаем, что вряд ли осмелимся сказать их вслух.

«Брачная история» Ноа Баумбаха

В «Брачной истории» Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер играют Николь и Чарли, актрису и режиссёра, работающих вместе в театральной труппе.

Журнальная статья о них в рамке на стене их дома в Бруклине красноречиво называется​​ «Сцены из супружеской жизни» – и этот заголовок никак не является хорошим предзнаменованием.

Сценарий Баумбаха начинается с описания, которое каждый супруг даёт другому. Чарли говорит, что «Николь могла бы остаться в Лос-Анджелесе и стать кинозвездой, но она отказалась от этого, чтобы играть со мной в театре в Нью-Йорке».

И это начало проблемы или, по крайней мере, ранний сигнал о ней. Конечно, рано или поздно Николь бросает всё и переезжает в Лос-Анджелес с их сыном, чтобы сниматься в телешоу.

Она объясняет своему юристу (Лора Дерн), почему брак распался:

«Я никогда не чувствовала себя живой. Кроме того, я думаю, он спал со своей помощницей Мэриэнн».

Ожесточённая ссора Николь и Чарли после того, как они расстались, наверное, самая запоминающаяся сцена в фильме. Экс-супруги утверждают, что физически отталкивали друг друга во время брака, и – что ещё хуже – они обвиняют друг друга в худших чертах, унаследованных от своих родителей.

 Это тот вид супружеской войны, где нет выхода, и он полностью отражает сегодняшние реалии плохих и распадающихся браков.

Возможный аварийный выход

Киногерои, принадлежащие к среднему классу, очень часто становятся персонажами эталонных токсичных браков.

В фильме Дерека Сиенфренса «Грустная валентинка» (2010) Мишель Уильямс играет Синди, издёрганную медсестру и мать. Райан Гослинг – её муж Дин, который красит дома и потягивает пиво по утрам перед работой.

Но у них такие же неразрешимые супружеские проблемы и такие же ссоры и скандалы. Режиссёр начинает фильм с самого плохого момента в браке, а затем изящно переходит к более ранним моментам, когда Дин и Синди были влюблены друг в друга. Но потом их затягивает быт: он пьёт, а она приходит от этого в ярость и отчаяние.

Фильм «Вместе» (2021) показывает, насколько актуальными могут быть сегодняшние токсичные драмы об отношениях.

Актёры Джеймс Мак Эвой и Шэрон Хорган играют не состоящую в браке пару с 10-летним сыном, которые (они единственные трое актёров в картине) находятся в изоляции в своём доме во время пандемии.

Режиссёр Стивен Долдри буквально препарирует их отношения, которые уже до этого были нестабильными. Безымянные герои разговаривают с камерой и друг с другом, и мы узнаём причины их гнева и недовольства.

Он успешный бизнесмен, а она правозащитница, поэтому у него есть деньги, а у неё есть твёрдые моральные принципы. Кстати, им не нравится идея секса друг с другом.

Проходят месяцы, пандемия и нарастающее раздражение становятся неотъемлемой частью их жизни. От скуки они снова начинают уделять больше времени интимным отношениям, перемежая их ссорами.

К концу фильма персонаж Джеймса Мак Эвоя делает открытие, которое кажется ему откровением.

Он говорит, что ненавидел её так долго, но всё изменилось:

«Я думаю, что не зря мы каким-то образом оказались в этом месте, где есть любовь, которая существует за пределами ненависти. Не так много людей могут попасть в такое место».