История в кадрах: как зарождались первые показы фильмов в России и кто стал пионером отечественного кинопроизводства
Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Мне всегда интересно узнавать, с чего начиналось то или иное явление. Как зарождалось искусство? Когда появился театр? Кто изобрел кино? Если говорить о последнем, то процесс его создания, безусловно, можно назвать инновационным, захватывающим и сложным. В современной быстроразвивающейся индустрии мы часто забываем о тех, кто стоял у истоков, и о том, как тяжело было самым первым режиссерам, монтажерам и операторам.
Однако это несомненно важная часть истории, и знать ее необходимо, чтобы понимать, как люди пришли к тому, что зритель видит сегодня на экранах. Особенно интересно вспомнить, кто виноват в появлении кино в России, что видели первые отечественные зрители и какие темы привлекали внимание первых российских киноделов.
А было вот как. Первый публичный показ в России состоялся в 1896 году в летнем театре петербургского сада «Аквариум». Тогда аудитория увидела на большом экране документальный немой короткометражный фильм братьев Люмьер «Выход рабочих с завода братьев Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Сад, в котором проходил показ, теперь стал местом практически священным, а сегодня локация известна благодаря расположению на ее территории киностудии «Ленфильм». В Москве же премьеру показали на следующий день в саду «Эрмитаж».
Интересно, что первой киносъемкой в России принято считать кадры, запечатлевшие восшествие на престол царя Николая II. Они же считаются одной из первых политических кинохроник. Вероятно, именно после этой киносъемки монархи других стран тоже стали запечатлевать важные семейные события на камеру
Стоит отметить, что первые картины были немыми и зачастую не имели знакомой современному зрителю нарративной структуры. В России же первые фильмы появились не одновременно с люмьеровскими, а чуть позже. Сперва российские предприниматели озадачились потребностью в локации: где показывать кино. Таким образом, строительство и оснащение кинотеатров стало первостепенной задачей.
Если верить хроникам, то одно из первых небольших помещений было организовано в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Ранее кинотеатры назывались электротеатрами или иллюзионами. Их репертуар включал французские, итальянские и британские картины. Чтобы привозить фильмы из других стран, появилась необходимость в прокатных компаниях. Позднее они становились производственными и начинали снимать кино.
Один из ярких представителей первооткрывателей индустрии в России — Александр Дранков. Он увлекался фотографией и был достаточно известен в профессиональных кругах, считался одним из главных фотографов царской семьи. Также Дранков владел крупной сетью фотоателье, работал фотокорректором для лондонской газеты Times и нескольких парижских изданий.
В 1907 году энтузиаст решил погрузиться в развитие кинопромышленности и открыл компанию «А. Дранков и Ко», а затем приступил к съемкам хроникального кино. Одной из самых известных его работ в документальном жанре стала кинохроника, снятая в Ясной Поляне в 1908 году, запечатлевшая Льва Николаевича Толстого и его близких. Появление первого художественного фильма тоже произошло благодаря Александру Дранкову: это была работа «Понизовая вольница. Стенька Разин».
Картина является экранизацией пьесы Василия Гончарова, которая, в свою очередь, была написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Сам фильм представляет собой последовательную смену фрагментов, передающих сюжет произведения. Выполнен он общими планами с превалирующим количеством массовых сцен. С этого момента началось плавное развитие отечественной киноиндустрии: все больше отечественных фильмов стало выходить на экраны.
Здесь уместно вспомнить еще одного пионера отрасли — Александра Ханжонкова, который до 1907 года занимался исключительно закупкой иностранного кино, а потом решил снимать сам. Один из его знаковых фильмов — «Оборона Севастополя», реализованный в 1911 году, — стал абсолютным фаворитом в прокате. Картина рассказывала о событиях, связанных с защитой Севастополя в период Крымской войны. Несмотря на то что он лишен классической драматургической конструкции, сцены снимались двумя камерами с использованием панорам. В съемках принимали участие военные русской армии и даже ветераны сражения за Севастополь. Общая длительность картины составила 1 час 40 минут, что сделало ее первой мировой и российской полнометражной работой.
Позднее фильмы его коллег по цеху, такие как «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» (1910 год) и «Евгений Онегин» (1911 год) Василия Гончарова, а также экранизация сказки «Царевна-лягушка» (1911 год) породили понимание, что авторам интересен не только документальный жанр, но и адаптация народных, фольклорных текстов и историй, понятных и знакомых каждому российскому зрителю. Так начала развиваться новая ветвь отечественной киноэпохи.
Говорят, что история кино чем-то похожа на шляпу Гермионы — можно копаться в ней часами, днями и неделями, но так и не достигнуть самого дна. Сложно себе представить, какое количество фильмов выпускается каждый год не только в России, но и во всем мире. Даже если тратить все свое время на просмотр кино, не хватит жизни, чтобы охватить все работы. Однако мне верится, что героев и первооткрывателей важно помнить и узнавать. Поэтому не пройтись по первым историческим картинам — то же самое, что не прочитать ни одной книги из школьной литературной программы. Без этой базы невозможно составить общую картину происходящего в современном мире.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора