Почему зрители требовали запретить показ фильма «Любовь земная» и какие интриги остались за кадром
Это один из немногих случаев, когда показ фильма пытались запретить зрители, а не руководство «Мосфильма» либо чиновники. Режиссеру и актрисам приходилось проводить собрания в трудовых коллективах, чтобы убедить женщин – эту ленту можно и нужно показывать.
Премьера фильма «Любовь земная» состоялась больше 45 лет назад. Сценарий к нему был написан талантливым драматургом Валентином Черных. В его арсенале были работы, которые зрители искренне полюбили. Одна из самых ярких – картина «Москва слезам не верит».
В центре сюжета был председатель колхоза. Другие действующие лица – это его супруга и любовница. Жену сыграла Зинаида Кириенко, а юную любовницу – Ольга Остроумова.
Черных и режиссер Евгений Матвеев утвердили актрис на роли без проб. Со стороны Матвеева это была большая смелость. На тот момент Кириенко была нежелательной персоной на «Мосфильме».
Один из влиятельных руководителей в прошлом добивался ее расположения, но получил отказ. Женщина была замужем и не собиралась изменять супругу. Обидевшись, отвергнутый и влиятельный поклонник внес актрису в черный список. На протяжении 10 лет Кириенко не брали ни в один из фильмов.
Евгений не побоялся пойти против таких запретов. Главного героя он решил сыграть самостоятельно. В роли председателя колхоза он смотрелся органично. Матвееву удалось передать чувства, которые испытывал его герой, влюбившийся в уже зрелом возрасте и имеющий обязательства перед другой женщиной.
Тогда зрители думали, что все дело в его актерском таланте, но в 2000-х, когда была опубликована автобиографическая книга, оказалось, что он и сам испытывал подобное чувство. Однажды Матвеев чуть не ушел от жены, влюбившись в Вию Артмане.
Зрительницы, увидев переживания героев на экране, негодовали. На «Мосфильм» приходили письма от разгневанных женщин, которые требовали запретить это кино. Причина всеобщего негодования оказалась прозаичной.
В жене главного героя многие дамы увидели себя. Прекрасно понимая чувства обманутой женщины, они искренне недоумевали, почему в фильме поступки главного героя не осуждаются. Режиссер показал его переживания как трагедию. Фильм раскрывал председателя и всячески демонстрировал его в положительном ключе.
Гнев был настолько сильным, что руководство киностудии несколько раз отправляло в рабочие поездки режиссера с актрисами. Им приходилось организовывать собрания женских коллективов, общаться с активистками и объяснять, почему такое кино также должно быть.
С трудом, но им удалось это сделать. Постепенно поток писем иссяк.