Буратино вдруг стал Пиноккио
Не многие знают, что Алексей Толстой вначале хотел только перевести с итальянского сказку Карло Коллоди, но столь увлекся, что написал собственную историю. Судя по всему, режиссер постановки Арина Мороз поступила по такому же принципу, взяв от итальянского первоисточника лишь название, а всю историю и персонажей – из советского «Золотого ключика». Признаюсь, меня все представление не покидал диссонанс: почему любимого с детства Буратино обзывают каким-то «семечком сосны».
Действие разворачивается внутри масштабной декорации в виде старой шарманки, которая трансформируется то в каморку папы Карло, то в тюрьму для кукол имени Карабаса-Барабаса, то в подводный дом Тортиллы. Новые технологии позволили провести необычные визуальные эксперименты: в отдельных сценах артисты играют между двумя проекционными сетками, что добавляет объема и глубины. Режиссер, опираясь на традиции средневековых площадных театров, старалась максимально вовлечь зрителя в происходящее: актеры постоянно спрашивают совета у зала, да и само повествование ведется от лица современных детей.
Главную роль в спектакле исполнил Евгений Кананыхин. Ничего не могу сказать плохого про его актерскую игру, но довольно странно видеть деревянного мальчика на голову выше и папы Карло, и Карабаса-Барабаса. Благодаря талантливо сшитым Александрой Борк костюмам и сложному гриму, на сцене удалось создать иллюзию оживших кукол. Подобную сказку невозможно рассказать без музыки: зрители услышали отрывки из произведений Штрауса, Пуччини, Россини и других композиторов в исполнении живого оркестра. В представлении также оказались задействованы специальные машины, воспроизводящие завывания ветра, шум дождя и раскаты грома.
«История о деревянном мальчике любима детьми во всем мире, – считает худрук театра Эдуард Бояков. – Это не просто очередная история про героя-проказника, но еще и повесть о поисках правды и счастья, которые человек, не найдя в жизни, может получить лишь в творческом коллективе на сцене театра. Уверен, что детям театр необходим не меньше, чем взрослым, ведь на сцене моделируются ситуации и отношения, которые ребенку предстоит затем пройти в жизни. Пиноккио, в самый ответственный момент готовый пожертвовать всем ради друзей и близких – это своеобразная модель героизма, которого, увы, так мало в современном обществе».
«Пиноккио» вернется на сцену ближе к новогодним праздникам. Пока же театр предлагает оценить возобновившиеся после выборов показы постановки о Сталине «Чудесный грузин», где эпизодическую роль играет Ольга Бузова, а также другие произведения из репертуара. Узнать подробности, и приобрести билеты можно на официальном сайте МХАТ им. Горького.
Артем Костенко,
фото автора