Войти в почту

В музее Машкова в Волгограде впервые прозвучала программа хоровой капеллы

Необычный концерт состоялся благодаря творческой коллаборации коллективов музея изобразительных искусств и «Царицынской оперы». В музее впервые прозвучали произведения Александра Архангельского, Георгия Свиридова, Сергея Рахманинова и других.

В музее Машкова в Волгограде впервые прозвучала программа хоровой капеллы
© Волгоградская правда

Музыка озвучила картины 

В программу концерта хоровой капеллы театра «Царицынская опера», который впервые состоялся в музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова 28 октября, вошли произведения русских классиков и современных композиторов: Александра Архангельского, Георгия Свиридова, Сергея Рахманинова и других. 

Одну из самых известных композиций «акапельного» жанра «Вечерний звон» исполнил солист театра Алексей Шапошников. Тепло встретили слушатели хоровое исполнение молитвы «Богородица Дево, радуйся» на музыку Сергея Рахманинова. 

– Музейный антураж, акустика просторных залов, выставка картин «Русский храм», посвященная 800-летию Александра Невского – все это дополнило содержательный контекст песнопения, – считает Юрий Панфилов, главный хормейстер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера», руководитель капеллы. – Можно даже утверждать, что музыка озвучила картины.

Тончайшая грань 

Капеллу «Царицынской оперы» знают в регионе и за его пределами. Это уникальный коллектив – один из старейших в нашем городе, который ведёт свою историю с 1943 года. Нынешний музейно-музыкальный проект – не единственный эксперимент, который успешно реализовали артисты. Ежегодно коллектив дарит своим слушателям по десять новых программ. При этом духовное пение считается одним из самых сложных хоровых жанров, ведь дух и образ молитвы можно донести только благодаря редкой слаженности ансамбля. 

– Важно остаться в том тоне, с которого начинается звучание «акапельного» произведения, – сказала Ольга Руденко, хормейстер. – В этом и есть сложность, потому что каждый певец хора одновременно и солист, и ассамблист. Нельзя одновременно потерять индивидуальность, и нельзя выставлять ее на первый план. Пение хора происходит в тембровом звучании и ритмическом – по фразе, которая может быть длинная, глубокая на цепном дыхании. Именно в духовном пении важно не потерять это – вот самая главная задача.

Сегодня хор прекрасно справился со своей задачей, вечер духовной музыки удался. И даже привычные аплодисменты здесь казались излишними, ведь у большинства слушателей на глаза выступили слезы. Акустика музейного зала почти в точности повторившая церковную, наполнила каждого зрителя новыми чувствами.

– Каждый звук глубоко проник внутрь. Капелле удалось донести духовную глубину молитв до слушателей, – уверена зритель Ирина Степина. – Произошло настоящее соитие зрителя и исполнителя – это высший момент взаимной благодарности.

Завершился вечер исполнением молитвы Александры Пахмутовой «Храм на Крови». В произведении заключена глубокая поэтическая метафора: вся Россия – это храм на крови освободителей – русских солдат.