Театр на экране. Свои кинохиты Марк Захаров снял на «Мосфильме»
У «Двенадцати стульев» Марка Захарова в этом году юбилей - 45 лет на экране. А 13 октября исполнилось 88 лет со дня рождения самого режиссёра. Две восьмерки – знак бесконечности, бесконечности зрительской любви.
46 лет Марк Захаров руководил театром «Ленком», ставил на сцене и снимал кино. Все свои киноленты сделал на главной студии страны, снимал по сценариям Григория Горина, пьесам Евгения Шварца, произведениям Ильфа и Петрова, Алексея Толстого.
Как роман стал мюзиклом
«Каждый фильм Марка Захарова - это блестящий актерский ансамбль, чаще всего он работал с артистами родного театра - в его картинах снимались Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова», - рассказывает киновед, жительница Раменок Дарья Борисова. - Марк Захаров – режиссер театральный, для него всегда была важна драматургическая основа, он работал с прекрасными текстами – сказками Шварца, повестью Алексея Толстого «Граф Калиостро», романом Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»». Четырехсерийная сага о великом комбинаторе Остапе Бендере была сделана Захаровым в 1976 году, сегодня картине исполнилось 45 лет. Это вторая полная экранизация романа в СССР и пятнадцатая в мире. Марк Захаров практически не сокращал авторский текст, давал его крупными блоками, он звучит за кадром в исполнении Зиновия Гердта и сопровождает похождения героев от первой до последней серии. Режиссер признавался, что хотел сделать литературно -музыкальную композицию, в каком-то смысле мюзикл, и это ему удалось. В картине звучит музыка Гладкова, стихи к песням и романсам написал поэт Юлий Ким, все они стали шлягерами. Достаточно вспомнить гимн Остапа Бендера, знаменитый фокстрот: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите — я играю…». Дивная композиция, которую блестяще исполнил Андрей Миронов.
История одного дебюта

Марк Захаров не искал героев на главные роли, как делал его предшественник Леонид Гайдай, первым экранизировавший роман, он знал, что лучше Миронова и Папанова Остапа и Кису не сыграет никто. «Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре», — делился с журналистами после выхода фильма на экраны режиссер. Лидию Федосееву-Шукшину на роль мадам Грицацуевой он тоже утвердил без проб. А еще Марк Захаров открыл Любовь Полищук, актриса в «Двенадцати стульях» сыграла свою первую роль в кино. До работы над фильмом Марк Анатольевич не знал о существовании актрисы Полищук, ее пригласили его помощники, отметив пластичность, красоту и музыкальность девушки. Заметной свою роль сделала сама Полищук, сыграв танцовщицу как главную романтическую героиню киноленты.

После премьеры «Двенадцати стульев» актриса проснулась знаменитой: эта роль оказалась для нее по-настоящему знаковой.
По законам сцены

«Фильмы Захарова многонаселенные, в них огромное количество персонажей, и даже известные артисты были готовы играть в картинах режиссера маленькие роли, сниматься в эпизодах, ведь все ленты Захарова показывали по телевидению, успех у огромной зрительской аудитории был обеспечен», - продолжает рассказ Дарья Борисова. - Во многом материя кино была непривычна Марку Захарову, он оставался режиссером театральным, но был человеком умным и сделал это своим приемом - снимал всегда в декорациях, в павильонах киностудии, натуры в его лентах практически нет».

В «Обыкновенном чуде» всего несколько кадров сняты в песчаных Люберецких карьерах. В «Формуле любви» только сцены у реки и церкви снимали в селе Авдотьино — бывшей усадьбе известного общественного деятеля и просветителя XVIII века Николая Новикова, да еще сцены в доме Федяшева — в ныне полуразрушенной старинной усадьбе деревни Ляхово , в Домодедовском районе Московской области. Есть кусочки натуры и в «Том самом Мюнхгаузене», но превалирует бутафория.
Приемы мастера
С Марком Захаровым работали крупные операторы - Николай Немоляев, Владимир Нахабцев, но даже они, по словам киноведа Дарьи Борисовой, не могли вывести его на натуру, в поля, режиссеру лучше работалось в искусственно созданном пространстве, что, кстати, позволяло сосредоточить внимание на содержании и актерском воплощении материала. «Захаров строил действие по законам театра, у его спектаклей и фильмов похожая стилистика, режиссер использует заострение, гротеск, подходит к персонажам как к шаржам, не чурается политических аллюзий, сатирического изображения действительности», - говорит Дарья. О том, что Марку Захарову удалась игра в театр на экране, говорит популярность его фильмов, разошедшихся на цитаты, что еще одно доказательство успеха.