Войти в почту

Возвращаясь к истокам. О чем снимают татарские режиссеры и почему это заслуживает внимания

Марина Аброшина
Возвращаясь к истокам. О чем снимают татарские режиссеры и почему это заслуживает внимания
© Lenta.ru

Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

До недавнего времени мало кто слышал о региональном российском кино, будь то работы якутских, бурятских или татарских режиссеров. Однако в последние годы все редкое, странное и непохожее на другое начинает стремительно завоевывать внимание искушенной публики.

Творчество жителей Татарстана заслуживает отдельного изучения, поскольку представляет собой слияние уникального визуального кода и самобытных древних традиций. К счастью, погрузиться в культуру этих народов можно не только организовав путешествие в республику, но также изучив работы местных киноделов. А начать стоит с самых основ.

Еще в 1927 году, в то время как американцы один за другим штамповали немые черно-белые шедевры, в Татарстане творилась своя история — на экраны вышел первый полнометражный игровой фильм, снятый в Казани и получивший название «Булат-Батыр». Протагонистом по сюжету был своеобразный отечественный Робин Гуд по имени Батыр, честно и отважно защищавший бедняков и спасавший свою семью.

Тогда жителей страны волновала в первую очередь социально-политическая повестка, а именно — тематика национальной разрозненности, потери семейного единства и страха перед властью. Поэтому такой герой людям был крайне необходим. Режиссер Юрий Тарич умело передал атмосферу своего времени в картине, а также затронул вечную проблему отцов и детей. Однако фильм был снят скорее в приключенческо-романтическом жанре, и целью создателей было формирование правильных ценностей, нежели передача исторических фактов и культурных особенностей.

Прошли годы, оплот жесткой советской цензуры рухнул, и деятели искусства начали возвращаться к истокам и искать новые смыслы в забытом, старом. Так, открытием 2009 года стал фильм «Бибинур» режиссера Юрия Феттинга, который поднял планку татарского кинематографа на новый уровень. Сценарий картины основан на повестях классика татарской литературы Аяза Гилязова, а его главной героиней стала простая деревенская бабушка, которая проникла в сердце каждого зрителя, любой национальности

История о татарской глубинке глазами Феттинга напомнила аудитории о том, что вовсе необязательно уезжать далеко за пределы своей малой родины, чтобы создать что-то по-настоящему великое. И татарские киноделы с энтузиазмом подхватили эту идею.

Спустя семь лет, в 2016 году республика буквально ворвалась в ряды регионов, которые одаривают Россию качественными кинолентами, и представила стране 12 фильмов. Тогда в Татарстане заговорили о возрождении национального кино, а еще спустя год, в 2017-м, мир услышал имя Рустама Рашитова, создавшего картину «Айсылу» о юной искалеченной девушке.

Режиссер удивил зрителя не только трогательной историей, но также смог ненавязчиво и органично погрузить публику в культуру своего народа — в фильме звучит национальная татарская музыка, демонстрируются локальный быт и много местных пейзажей. «Айсылу» интересен еще и тем, что его лейтмотивом становится именно жизнь деревенских людей, к которой зачастую обращаются и другие татарские режиссеры.

Однако «Айсылу» оказалась не единственным шедевром Рашитова — в том же 2017 году он выпустил фильм «Неотосланные письма», снятый по роману татарского писателя Аделя Кутуя, а еще через два года он и его коллега Ильсеяр Дамаскин представили комедийный экскурс по культуре татарского народа — «Кире». Авторам удалось с юмором и по-доброму передать стереотипы о национальных традициях, а прием постоянно сменяющегося языка с татарского на русский и обратно усилил манеру сатирического повествования.

К счастью, список талантливых режиссеров региона не ограничивается только парой фамилий. Внимания заслуживают и Александр Ширманов, снявший «На рассвете в конце июня», и Азат Садыйков, представивший публике «Булган бар!», и Байбулат Батуллин, показавший документальный фильм «Ноль с половиной», а также Ильдар Ягафаров, создавший первый полнометражный фильм на татарском языке под названием «Куктау».

Сегодня татарские киноделы все еще продолжают искать себя — им давно удалось оттолкнуться от идеалов массового советского кинематографа и прийти к своим собственным, однако без внешней поддержки это дается с трудом. Тем не менее ряд организаций, таких как «Татаркино», объединение «Время кино» и Казанский институт культуры способствуют производству качественных фильмов в регионе.

Кроме того, в столице республики проходит и «Казанский международный фестиваль мусульманского кино», благодаря которому зритель может познакомиться с новой волной молодых местных режиссеров, а также открыть для себя таланты других регионов.

Хочется верить, что со временем татарскому кино удастся окрепнуть и повторить успех якутского кинематографа. По крайней мере, для этого у Татарстана действительно есть все самое необходимое — богатая культура, уникальные традиции и быт, замечательные добрые люди из глубинки и красивейшая природа. Существующие примеры доказывают, что аудитории интересно погружение в национальные особенности татарской культуры. Остается заручиться поддержкой государства, схватить камеру и создавать, создавать, создавать!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора