Войти в почту

Бывают артисты, как яркие звезды: светят всю жизнь и согревают своим теплом близких и далеких. А есть такие, как искорки: вспыхнут и потухнут, оставляя о себе лишь память... Ольга Бган сыграла только одну большую роль в кино и одну – в театре. Но ее трогательное, трепетное и невероятно притягательное лицо зрители помнят до сих пор. Что помешало актрисе с искоркой в душе стать настоящей звездой? И почему она добровольно ушла из жизни в самом расцвете сил?..э

Роковая роль
© Мир новостей

Ольга Бган не выбирала кино, оно само ее выбрало. В 19 лет девушку с притягательной внешностью увидел режиссер Самсон Самсонов и пригласил на небольшой эпизод в комедию «За витриной универмага». Этого оказалось достаточно, чтобы на новое лицо обратило внимание киноруководство. А дальше случилось невероятное. Ольге дали главную роль в фильме «Человек родился».

Причем без всякого актерского образования! Бган была так органична, так талантлива и так любима камерой, что на «Мосфильме» не стали ждать, пока студентка получит свою «корочку». Мелодрам в середине 1950-х снималось немного, поэтому никто не сомневался, что картину «Человек родился» ждет успех. И Ольга приступила к съемкам. Даже не подозревая, какая интрига плетется за ее спиной…

КОВАРНАЯ ГУРЧЕНКО

Женой Василия Ордынского, режиссера фильма «Человек родился», была ни много ни мало сама Людмила Гурченко!

Правда, тогда еще она не была той великой и ужасной Люсей, которую боялись все на съемочной площадке. Скромная харьковская девчонка училась на третьем курсе института кинематографии и только мечтала о съемках. С ними ей катастрофически не везло. Ее однокурсница Зинаида Кириенко уже сыграла две главные роли, в том числе Наталью в «Тихом Доне», а Гурченко все сидела на скамейке запасных. Отчаявшись дождаться предложений, Люся вышла замуж за режиссера, надеясь, что он будет снимать ее в кино. И вот это время пришло! Василию Ордынскому предложили собственную постановку на «Мосфильме». Гурченко не сомневалась, что главная роль будет ее. Но кино – дело командное. И по тогдашним советским правилам режиссер не мог единолично решать, подходит актриса на роль или нет. Все-таки на фильм тратились немалые государственные деньги, поэтому артистов утверждал худсовет. Которому Гурченко категорически не понравилась. «Слишком наглая, – решили мастера кино. – Такая сама кого хочешь на три буквы пошлет, а надо играть несчастную мать-одиночку».

Узнав о решении худсовета, Гурченко была вне себя. Дома она закатила мужу грандиозный скандал, но повлиять на вердикт коллег молодой режиссер не мог, даже если бы захотел. Впрочем, Ордынский и не хотел. Режиссер и сам видел, что его жена не годится для этой роли, и с удовольствием снимал Ольгу Бган.

Но Людмила не унималась. Когда фильм был почти завершен, она упросила мужа дать ей хотя бы озвучить картину. Противостоять ей Ордынский больше не мог. Втайне ото всех он привел жену на «Мосфильм» и ночью записал голос Гурченко. Если прислушаться, то героиня Ольги Бган говорит с едва заметным харьковским акцентом. От него Люся тогда еще не успела избавиться….

«ПРЕДАТЕЛЬ, ПРЕДАТЕЛЬ!»

О том, что ее лишат голоса, Ольге решили не говорить. Она совершенно случайно узнала об этом от Владимира Гусева, своего партнера по фильму. Известие стало настоящей трагедией для актрисы. Отнять голос – это значит лишить половины роли! Пылая от гнева, Ольга примчалась на «Мосфильм», ворвалась в кабинет режиссера и накинулась на него с кулаками. Иного способа излить обиду актриса не придумала. «Предатель, предатель!» – кричала она вслед убегающему от нее Ордынскому. Задыхаясь от слез, Ольга бросилась к выходу и зареклась даже переступать порог киностудии!

ДОМОГАТЕЛЬСТВА ПЫРЬЕВА

Иван ПырьевПервая обида обожгла ее очень сильно, но страсти со временем улеглись. Бган вновь стала задумываться о ролях, все-таки сниматься в кино – ее профессия. А вскоре ей неожиданно позвонил домой ни много ни мало сам директор киностудии «Мосфильм», знаменитый режиссер Иван Пырьев. Он очень хвалил Олину работу, приглашал ее приехать, обсудить перспективы. Ничего не подозревая, актриса появилась в кабинете Ивана Грозного, как называли Пырьева на киностудии. Но вместо обсуждения пожилой мастер закрыл дверь на ключ и полез целоваться! Этого Бган уж никак не ожидала от режиссера, который годился ей почти что в дедушки.

Все случившееся с ней Ольга приняла близко к сердцу. Она была ранимой и чувствительной девушкой, остро переживающей несправедливость. Под ударами судьбы актриса не гнулась, а ломалась. Так получилось и с кинематографом. Бган не смогла переступить через себя и ушла из кино на сцену. К счастью, ее с удовольствием взяли в труппу Театра имени Станиславского.

ЛЮБОВЬ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Как и предрекали, фильм «Человек родился» имел большой успех. Его крутили во всех кинотеатрах, по всем городам и весям. Далеко-далеко, за тысячи километров от Москвы, в буквальном смысле слова на краю географии картину увидел Алексей Симонов, сын знаменитого поэта Константина Симонова.

Молодого человека интересовала гляциология, наука о льдах, и в 17 лет он поехал в первую в своей жизни экспедицию на Крайний Север.

– Только представьте: Якутия, полюс холода в Оймяконской котловине, – рассказывает Алексей Кириллович (настоящее имя поэта Симонова – Кирилл. – Ред.). – Мы там сидим уже восемь месяцев, рядом – семь мужиков. А мне – 17. И вот за нами прилетает самолет, везет нас в город Тамтор, там есть один-единственный кинотеатр, в нем идет фильм «Человек родился». И вдруг я вижу Олю. Не знаю, что со мной произошло, но я влюбился без памяти.

Свою любовь Алексей долго держал в себе, но все время думал о девушке с экрана. А дальше произошло настоящее чудо. Ровно через 10 лет Ольга сама появилась на пороге его квартиры. Раздался звонок, Симонов открыл дверь, а там – она. Оказалось, что актриса пришла к подруге и ошиблась адресом. Но Алексей понял, что это судьба. Вечером он набрал номер общего друга и попросил познакомить его с Бган.

ЗЛОСЧАСТНЫЙ ПРИНЦ

Ольга Бган жила в знаменитом доме Наркомфина, памятнике конструктивизма и революционного романтизма. Архитекторы полагали, что у советских людей совсем не будет времени на готовку и быт, потому что они будут постоянно работать и культурно отдыхать. Кухни, гостиные и прочие нежилые помещения в доме были общими, а личные комнатушки представляли из себя небольшие двухъярусные отсеки. В одном из таких отсеков и жила Ольга. Сюда Алексей пришел по приглашению общего друга на день рождения актрисы. И остался на пять лет. Они расписались официально. Вскоре у пары родился сын.

После рождения ребенка Ольга сильно поправилась. Она целиком и полностью посвятила себя семье, но тут, как это часто бывает, в самый неожиданный момент на нее свалилось шикарное предложение. Театральный режиссер Екатерина Еланская утвердила актрису на роль Маленького принца. Это был спектакль мечты! В очередной раз судьба преподнесла Бган щедрый презент. Проблема заключалась только в том, что 30-летней актрисе с немалым жизненным опытом предстояло перевоплотиться в невинного ребенка. Но режиссер именно Ольгу с ее кукольным взглядом видела в этой роли.

– Кто такой Маленький принц? Это практически святой, – рассуждает Алексей Симонов. – Ольге нужно было играть святого – это невероятно тяжело. Я как-то увидел, как Константин Хабенский читает отрывок из «Маленького принца». Он исходится потом, он просто умирает на сцене, ему очень трудно! Причем Константин не играет, он рассказывает от имени летчика – по сути это только мелодекламация. А Ольга играла. Она все пропускала через себя.

Спектакль «Маленький принц» пользовался невероятным успехом. На него ходила вся Москва, постановку сняли для Центрального телевидения. Спектакль стал событием, и во многом благодаря Ольге. Это было невероятно! Бган играла так трепетно, так невинно и искренне.

Но мало кто догадывался, каких усилий стоил актрисе каждый выход. Помимо психологических затрат ей страшно мешала физиология…

– Русские актрисы, как и большинство русских людей, скорее готовы на подвиг, чем на ущемление собственной вольницы, – продолжает Симонов. – Для того чтобы сыграть эту роль, Оле нужно было сесть на диету, сбросить 12 килограммов, а дальше уже работать всем нутром, которое в ней было. Но она этого сделать не могла или не хотела. Вместо этого каждый спектакль Оля затягивала себя в корсеты и, почти не дыша, выходила играть Маленького принца. Она его играла замечательно. Но после спектакля была выжатая как лимон. Для того чтобы восстановиться, ей нужно было выпить стакан водки. Вот такая правда жизни…

Постепенно расслабление вошло в привычку. Бган начала много пить. Жить с ней стало невыносимо. Вскоре у актрисы появился другой мужчина, и ее брак с Алексеем Симоновым распался. Сыном занимались отец и бабушка, а Ольга стала мамой приходящей, как она себя называла.

НЕУЖЕЛИ САМОУБИЙТВО?

Через семь лет спектакль «Маленький принц» сняли с репертуара. Ольга осталась без ролей. В театре она появлялась все реже. И все чаще проводила время дома за утешительной дозой спиртного.

По характеру актриса была очень доброй и отзывчивой. Как воспоминает ее бывший муж, она не могла пройти мимо несчастного человека. Всех хотела обогреть, накормить, не боялась приглашать домой малознакомых и, по ее мнению, несчастных людей. Один такой мужчина с неустроенной судьбой стал ее вторым мужем. Затем он куда-то исчез, напоследок проломив своей спасательнице голову. Следующим «спасаемым» был бывший зэк. Он-то и находился с Ольгой в тот последний день…

Трагедия разыгралась в новогоднюю ночь. Как потом узнал Алексей Симонов, Бган выпила шампанского, затем легла в постель и не проснулась. Так поведал ее сожитель.

Согласно официальному диагнозу, умерла актриса от сердечной недостаточности. Но есть и другая версия, которая кажется более правдоподобной. В тот вечер Ольга выпила большую дозу снотворного (реланиума) и запила его спиртным. То есть фактически это было преднамеренное самоубийство. Случилось это в 1978 году. Ольге было всего 42 года…

Ее общий с Алексеем сын Евгений получил отличное образование: он окончил биофак МГУ, а затем учился в магистратуре Йельского университета. Сейчас живет в Китае. А вот сам Алексей Симонов до сих пор не может простить себе, что расстался с Ольгой.

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил, – вспоминает он слова из ее спектакля.