«Трудно найти историю»: что происходит с современной российской анимацией

Примерно год назад председатель правления Ассоциации анимационного кино, киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева заявляла, что к 2029 году объем анимационного рынка составит 40 миллиардов рублей. Эти цифры она назвала в рамках разговора об увеличении российской доли на рынке детских товаров.

«Трудно найти историю»: что происходит с современной российской анимацией
© Слово и Дело

Не только российская, но и зарубежная анимация держится не на прибыли от того или иного анимационного продукта, а на продаже сопутствующих товаров для детей: от игрушек и школьных принадлежностей до предметов питания и гигиены. Однако для того, чтобы увеличить эту самую долю в товарах, необходимо для начала создать по-настоящему качественный и успешный мультипликационный продукт, который поразит сердца зрителей. С этим у нас проблемы.

Почему российская анимация слабо представлена на международном рынке?

В массовом сознании с отечественной мультипликацией дела обстоят еще хуже, чем с кино. Самым успешным анимационным проектом в России является франшиза «Маша и Медведь». Целевая аудитория – дети дошкольного возраста и родители, которые «подсовывают» этот мультик ребенку, чтобы он спокойно поел или не мешал в транспорте. Вслед за «Машей» идут «Смешарики» – тоже для малышей, однако на них уже выросло целое поколение взрослых.

Более серьезные проекты прорываются на мировой рынок с трудом. Российской анимации довольно трудно конкурировать с Disney и Pixar – главными монополистами детских сердец.

Историк анимации и кинокритик Павел Шведов в комментарии для «Слово и Дело» все же отметил, что российская анимация набирает обороты. Ее знают за рубежом и даже ценят в рамках международных конкурсных программ.

«С моей точки зрения, российская анимация начинает быть достаточно хорошо представлена на международных рынках. Понятно, что есть индустриальное кино, которое требует присутствия в кинотеатрах и на телевизионных площадках, таких анимационных фильмов не так много. При этом, например, есть фестивальная авторская российская анимация, которая достаточно активно котируется на таких крупных событиях как фестиваль в Анси, Берлинале, фестивали в Штутгарте, в Оттаве. Там российское кино регулярно входит в конкурсную программу. С короткометражных авторских фильмов нередко начинаются большие индустриальные проекты. Пассаж о том, что российская анимация не популярна и не востребована на мировом рынке, имел место лет 10 назад. Но сейчас есть проекты, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь» и другие сериальные проекты, которые востребованы на профессиональных рынках и постепенно проникают и на другие национальные территории», — объяснил Павел Шведов.

Как оценить успех?

Как бы ни восхищались нашей анимацией иностранные кинокритики, самыми успешными становятся «приземленные» и простые проекты. Возможно, именно поэтому нашу «Машу» одну из первых забрал в свою библиотеку Netflix. За ней последовали и другие российские проекты – «Смешарики», «Три кота», «Буба», и более серьезные «Снежная королева», «Садко», «Савва. Сердце воина», франшиза про Богатырей и Ивана Царевича.

Netflix, как и любой другой глобальный стриминговый сервис, является своеобразным окном в мир, в том числе и для проектов российских студий. Однако, чтобы попасть в его библиотеку, нужно ответить на запрос аудитории, и в первую очередь – американской.

«Раньше, чтобы создать проект, который будет популярен у американской аудитории, вы должны были бы входить в коллаборацию или становиться субподрядчиком по производству какого-то зарубежного проекта. Например, как «Любовь. Смерть. Роботы», одна из серий первого сезона которых была снята российскими дизайнерами. Но очевидно, что весь проект при этом ассоциируется исключительно с Америкой, и никто не знает подноготную, связанную с созданием выпусков в других странах», — рассказал Павел Шведов.

Netflix может обратить внимание на успешный российский проект и интегрировать его в свою библиотеку. В этом он не является первооткрывателем российской анимации – он лишь фиксирует успешность тех или иных российских проектов и студий, которые умеют рассказывать внятные и интересные для глобального зрителя истории. По словам кинокритика, востребованность российской анимации со стороны Netflix является «лакмусом» адекватности развития российской анимации на данный момент.

Главная проблема

Компьютерные технологии достигли невероятных вершин. Российские студии тоже могут позволить себе создать по-настоящему захватывающий визуальный продукт. Говоря о российском кино, многие, в том числе и кинокритик BadComedian, не раз заявляли об отсутствии грамотных сценаристов как главной проблеме всей индустрии. Сложно придумать историю, которая зацепила бы зрителя – особенно сегодня, в условиях перепроизводства контента.

«Даже если ты умеешь рисовать, умеешь визуализировать свои фантазии и истории, очень сложно придумать такую историю, которая будет интересна и адекватна зрителю. История, которая сможет задержать зрителя у экрана, заразить его, заставить переживать героям и становиться соучастником фильма. Вот в этом проблема – обнаружить такую историю, которая была бы воспринята зрительской аудиторией. Это проблема, с которой сталкиваются все. Самое важное - это не просто найти сценариста, который умеет рассказывать истории, а найти такого человека, который знает, чем хорошая история отличается от плохой», — считает кинокритик.

Почему нет наших «Симпсонов» и «Рика и Морти» — ответ художника Lazy Square

Если говорить об анимации для взрослых, тут действительно трудно вспомнить проект, который захватил бы мир. Однако и в этом направлении работа идет: периодически собственные анимационные сериалы создает студия 2x2, а также многие независимые, андеграундные художники. Однако их аудитория – это подписчики собственного YouTube-канала, а успех приходит только с приходом громкого работодателя.

Художник, аниматор и оформитель банковских карт Tinkoff Алексей Семенов (Lazy Square) в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что большая часть денег в анимации крутится вокруг детских проектов. Анимация для взрослых более сложная в производстве, имеет более скромную аудиторию и, соответственно, меньше инвестиций.

«В сфере анимации для детей конкуренция бешеная, но и мировой спрос, и рынок огромны (особенно продажа мерча и прав на образ персонажей там и сям), поэтому пара отечественных проектов и пробились, оказавшись коммерчески успешными, как они и задумывались. А анимация для взрослых чаще более дорогая в производстве, имеет куда более скромную аудиторию, такие мультсериалы для взрослых на Западе с огромными тратами держат медиаимперии и транслируют на весь мир все-таки, и как-то окупают».

 «А уж если работать чисто на нашу аудиторию, так она совсем мизерная, гарантировано не окупится ничего, я подозреваю. Об этом недавно заявляла глава «Союзмультфильма», и я так тоже всегда думал. Поэтому остаются разрозненные одиночные анимационные события, созданные где на чистом энтузиазме и коленке, иногда некие артовые вещи, краудфандинговые попытки или короткие любительские поделки на YouTube, как, например, у меня», — объяснил художник.

Несмотря на мощный исторический бэкграунд в виде советской мультипликации, кажется, что современная российская растеряла былую уникальность. Быть может, пришло время собрать разрозненных художников, дизайнеров, сценаристов и режиссеров (коих великое множество) в конгломерат, который будет не только обслуживать глобальный бизнес, но и творить искусство. Кажется, что наш выход не в подражании западным компаниям, а в возвращении к уникальному стилю, которым гордилась не только вся страна, но и мир.