Войти в почту

Худрук конкурса имени Фраучи: во всем мире происходит бум классической гитары

Международный конкурс и фестиваль исполнителей на классической гитаре имени Александра Фраучи в седьмой раз пройдет в Москве с 9 по 19 ноября. На этот раз смотр объединит молодых исполнителей из рекордных 13 стран, в фестивальной части примут участие признанные мастера гитары из Испании, России, Франции и Хорватии. О том, что ждет зрителей и конкурсантов, в интервью ТАСС рассказал художественный руководитель конкурса-фестиваля знаменитый гитарист Дмитрий Илларионов.

Худрук конкурса имени Фраучи: во всем мире происходит бум классической гитары
© ТАСС

— Дмитрий, вы ведь росли в эпоху расцвета знаменитых рок-команд. Почему выбрали классическую гитару?

— Рок-музыка и любые другие стилистические направления мне не чужды. Несмотря на то что я действительно являюсь классическим гитаристом, я постоянно играю что-то не совсем классическое. Недавно исполнил на классической гитаре Shine On You Crazy Diamond группы Pink Floyd, играю музыку Стинга, Led Zeppelin.

Думаю, гитара — один из самых любимых инструментов в мире. Но классическая гитара — это инструмент, который мало кому знаком. В свое время я всей душой полюбил этот инструмент, и мне показалось, что именно здесь я могу раскрыться.

— На ваш взгляд, в какой стране сегодня классическая гитара наиболее популярна?

— Я был во многих странах с концертами, но боюсь ошибиться в своей оценке. Очень субъективно: в Латинской Америке. Я бы сравнил то, что происходило там относительно недавно (сейчас все уже по-другому — с развитием цифровых технологий и соцсетей), с ситуацией в России в XIX веке. Если вспомнить Россию той эпохи, то сразу представляется вечернее собрание, где люди дома играют на гитаре. Тогда инструментальная игра была очень распространена.

Фортепиано, скрипка — постоянно на слуху. Концерт же классической гитары, где также может звучать музыка Баха и Вивальди, — это до сих пор в новинку для обыкновенного слушателя. Наша большая важная задача — чтобы люди знали о существовании классической гитары.

— А как сейчас дела с этим в России?

— Гитара в России сейчас развивается стремительнее, чем где бы то ни было. Это связано с очень яркой школой молодых гитаристов. Некоторые из них уехали, но являются воспитанниками нашей классической гитарной школы. Концерты, фестивали — это те аспекты, которые позволяют сказать о том, что гитара в России — это одно из самых передовых движений в академическом мире.

— Традиционно самой престижной наградой в области музыки считается Grammy, в лонг-лист которой вы, кстати, попадали. А какие премии вы назвали бы самыми авторитетными?

— Скажу очень пафосно: основная награда — это публика, поклонники, люди, которые приходят на концерты, потому что в первую очередь мы играем для них. Но если говорить о конкретике, конечно, основная — Grammy. Это как музыкальный "Оскар". Есть еще несколько авторитетных наград, в частности Echo, премия журнала Gramophone. Но все они связаны с областью звукозаписи. Собственно исполнительская сторона — это концерты, выступления. Здесь я возвращаюсь к тому, что признание публики — это главное.

— Как я понимаю, конкурс имени Фраучи как раз про исполнительство?

— Да, это конкурс среди молодых исполнителей. Хотя мы не лимитируем возраст, но, как правило, участвуют музыканты плюс-минус определенных лет. Дальше, достигая уже карьерного роста, они перестают участвовать в конкурсах.

Я выиграл в своей карьере очень много конкурсов, и уже на последнем мне было сложно совмещать состязания со своей концертной деятельностью. Помню, как договаривался с организаторами, что сыграю на первом туре в Испании, потом мне надо было слетать в Питер на концерт с Владимиром Ивановичем Федосеевым, вернуться на второй тур, а затем выступить в Цюрихе. И это не единичная история. К тому же не все любят участвовать в конкурсах. Можно даже спорить: конкурсы — это хорошо или плохо?

— Где эта примерная возрастная планка для конкурса Фраучи?

— Она примерно единая для всех конкурсов, можно ориентироваться на самые известные: конкурсы Чайковского, Вана Клиберна, королевы Елизаветы в Бельгии. До 30–35 лет. В среднем это возраст между 20 и 25 годами. Сейчас, кстати, возраст снижается, победителями становятся очень молодые люди.

— Очень актуальна для всевозможных конкурсов и премий гендерная тема. Есть ли у вас участницы-девушки?

— Да, конечно. У нас в финалах всегда участвуют женщины-гитаристы.

Кстати, мы почти той же командой делаем в мае фестиваль GuitarMagFest. И вот следующий фестиваль посвящен только женщинам-гитаристам, приедут пять замечательных исполнительниц. Они ни в чем не уступают мужчинам.

— К очным этапам конкурса в этом году допущены участники из 12 стран, не считая России. Жюри тоже международное. Будет ли конкурс действительно офлайн? Все ли смогут приехать в Москву? Все же пандемия, и действуют ограничения.

— Хочу сказать, что это самый представительный год за всю историю конкурса, несмотря на пандемию. Мне это очень приятно как новому художественному руководителю. Это как раз говорит о том, что гитара развивается и что наш конкурс ценится не только в России, но и за рубежом.

Мы надеемся, что все произойдет. Конкурс состоится в любом случае, вряд ли какие-то ограничения смогут этому помешать — это все-таки не концерты.

Провести международный конкурс в это время очень непросто, но мы получили все разрешения от правительства, ребята получили визы.

— Конкурс носит имя вашего учителя — Александра Камилловича Фраучи. Какую идею вы вкладываете в состязание?

— Александр Камиллович Фраучи был действительно выдающимся исполнителем и номером один в классической гитаре в нашей стране, создателем одной из самых ярких ветвей российской гитарной школы. Мы хотели, чтобы его имя жило. И сейчас мы видим, что "Фраучи" становится брендом и ассоциируется с классической гитарой. Мне это кажется очень важной идеей.

— Что для вас является главным критерием мастерства участников?

— Музыкальность, артистизм, технические возможности. Все, кто уже прошел во второй тур, обладают невероятными техническими возможностями и очень интересной музыкальной индивидуальностью. Критерии в любом случае субъективные. Решает жюри, в которое мы выбираем всегда самых ярких музыкантов. Они судят, исходя из собственного видения того, какой должна быть классическая гитара. Я бы назвал это "субъективной объективностью". Музыка — это вообще такая сфера, где противоположности уживаются (смеется).

— Заметила, что в составе жюри финала — Борис Андрианов. Если я не ошибаюсь, единственный не гитарист.

— Это наш выдающийся виолончелист. Он, конечно, хорошо знаком с гитарой как инструментом. Думаю, он даже может сыграть что-то. И все же как не гитарист, он не знает некоторых тонкостей, но в этом и фишка: интересно, что скажет человек, не являясь исполнителем на этом инструменте? Два года назад, на предыдущем конкурсе, мы уже опробовали этот метод, пригласив в жюри дирижера Фабио Мастранджело, и это оказалось очень интересным. Взгляд со стороны всегда свежее.

Думаю, мы эту практику продолжим. Может, когда-то и Денис Мацуев согласится прийти к нам на финал (смеется).

— Какие призы ждут победителя?

— Для победителя мы всегда проводили концертный тур по России. Сейчас это сложно гарантировать, поэтому мы даже не писали об этом в условиях. Но мы постараемся так или иначе поддержать победителя.

Недавно мы договорились с немецкой компанией Siccas Guitars, у которой есть своя студия и популярный канал на YouTube. Для победителей они сделают и опубликуют видео, что добавит известности и узнаваемости в мире.

Денежные призы тоже достаточно большие: первая премия — 900 тыс. рублей, плюс гитара японского мастера, которая тоже стоит немало. Всего у нас три премии.

— Вы ведь тоже примите участие в своего рода состязании — "Гранд-турнире" с коллегами Артемом Дервоедом и Петритом Чеку из Хорватии. Расскажите, что это будет?

— У нас будет состязательная подоплека, но все-таки это ближе к рыцарским турнирам, где даже не обязательно было драться. Вместо оружия — наши инструменты и музыка. Это будет действо, шоу.

Нашим герольдом будет Артем Варгафтик, выступит оркестр "Русская филармония".

Наверное, подобный концерт можно сравнить с выступлением Трех теноров, но все-таки у нас своя концепция. Мы впервые это проводим. Возможно, такие турниры станут традицией.

— В этом году вы осваиваетесь в роли худрука. Может быть, к следующему конкурсу Фраучи, через два года, нас ждут какие-то перемены?

— "Фраучи" как бренд призван развивать нашу, российскую, школу, поэтому мы будем больше внимания уделять мастер-классам, может, фестивальная программа будет больше. Хочется использовать современные технологии в выступлениях, делать качественные трансляции. В мои задачи как художественного руководителя входит, чтобы конкурс постоянно подтверждал свой высокий статус. А он фактически в топ-5 классических гитарных конкурсов мира.

— Может быть, добавятся номинации? Или будет какая-то работа с композиторами?

— Я об этом думаю. Моя идея состоит в том, чтобы обращаться к известным композиторам, которые, может быть, даже не знакомы с классической гитарой, чтобы появлялись новые произведения для гитары с оркестром, сольной гитары, в камерном ансамбле… Это тоже связано с популяризацией инструмента. Возможно, будут премьеры в фестивальной программе или какие-то новые сочинения станут обязательными для конкурсантов.

Беседовала Анастасия Силкина