Лещенко «наехал» на Моргенштерна
Мэтр даже выступил недавно с новой концертной программой, которую назвал «Верните мне мой 1977-й!».
Почему именно 77-й? Лев Лещенко считает, что это год мощного расцвета музыкальной культуры. Да и вообще в советский период культура была куда культурнее, чем сейчас, а музыка - полновеснее и качественнее.
- Ни о каком шоу-бизнесе тогда не слышали, была эстрада. Это в чем-то похожие явления, но при этом кардинально различные, - говорит Лев Валерьянович. - На эстраде было все самое лучшее. Туда нельзя было попасть, не имея голоса, не имея хорошего образования, не имея какого-то творческого багажа. Композиторы, поэты, аранжировщики - это были разные профессии. Сейчас они слились воедино: сам пишу, сам аранжирую, сам пою, сам деньги получаю. Таких, говоря современным языком, коллабораций, какие были тогда, сейчас нет. Бабаджанян-Рождественский-Магомаев, Дербенев-Добрынин, Танич-Антонов - это были уникальные творческие люди, каждый в своем роде. Вообще я как-то уже высказывался на эту тему, потом все переврали - получилось, что я против современной эстрады. Я не против, но мне хочется слушать голос или поэзию. А когда ничего этого нет, то это называется «медиалицо» - ни то ни се. Я иногда смотрю на них и не понимаю, что они вообще делают. Подходил ко мне как-то Моргенштерн. Ну как вам сказать... Это хайп, возможность засветиться через эпатаж. Как на всех этих «Золотых граммофонах»: заканчивается песня - и заканчиваются аплодисменты. Нет таких песен, чтобы человек не мог ими надышаться, насладиться как большой любовью. Вспомните музыку из «Профессионала», под которую недавно хоронили Бельмондо, - ее можно слушать сутки напролет! Вот такого хочется. Кто знает, может быть, через два-три года в музыку после всех этих рэпов и хип-хаусов вернется мелодия...
«И ПУГАЧЕВУ РУГАЛИ!»
Однако известный музыкальный критик и журналист Артур Гаспарян с уважаемым артистом совершенно не согласен:
- Лев Лещенко с высоты всего того, что он сделал и достиг, может рассуждать о чем угодно и как угодно. Лично я не стал бы противопоставлять современную музыку советской эстраде. Никогда не был сторонником единых знаменателей в такого рода тонких материях. Например, если мы вспомним классическую поэзию с ее ямбами, хореями, анапестами, то на этом фоне поэзия Серебряного века с ее тоническими размерами - дольниками и тактовиками - наверняка выглядела несусветным разложением и забвением жанра. А одного из самых ярких приверженцев этой системы стихосложения - Владимира Маяковского - можно было бы смело назвать, говоря современным языком, охотником за хайпом, а не поэтом. Тем не менее все это вошло в историю искусства. Вот и в сфере музыки безапелляционный подход всегда меня настораживал. Помню, когда был еще юным, начинающим меломаном в одной из телепередач услышал, как Леонид Утесов крайне негативно отзывался об Алле Пугачевой. Он ее всячески ругал - и за внешний вид, и за манеру поведения, и за песни, и за их подачу... «Обмельчание и примитивизация песенного жанра», - сказал Утесов о певице, которую все теперь называют не иначе как Примадонной. Еще я очень хорошо помню фразу в одной из советских газет о группе «Битлз»: «Крайняя степень разложения». Вот интересно, как Лещенко сейчас относится к Пугачевой и к «Битлз»? И как он воспринимает рок? Ведь, например, в 70-е и 80-е годы, о которых с таким пиететом говорит Лев Валерьянович, рок называли музыкой, которая к искусству не имеет никакого отношения. Радетели прекрасного возмущались: разве ж это музыка? Истошные вопли, лязг электрогитар, мерзость и гадость - тьфу! Мелодии примитивны, поэзии нет, тексты вульгарны... То есть звучали в точности те же слова, которые сейчас Лев Валерьянович говорит о нынешней музыке. Замечу, что бесталанности, серости и никчемности на советской эстраде было не меньше, чем сейчас. Каждая эпоха рождает как талантливых исполнителей, художников и творцов, так и бесталанных. И в современном рэпе, хип-хопе есть прекрасная музыка, прекрасная поэзия. Например, великолепные тексты встречаются у Noize MC, у Скриптонита, у Оксимирона...
«НОСТАЛЬГИЯ – ЭТО ВЕЧНОЕ!»
- Вообще все в этой жизни проверяется временем, - продолжает Гаспарян. Например, на «Белых розах» группы «Ласковый май» не потоптался только самый ленивый. И тогда тоже сравнивали «абсолютно бездарную» музыку 90-х с эстрадой 60-х и 70-х. Но что мы видим сегодня? «Белые розы» исполняются и перепеваются всеми, начиная от Жанны Агузаровой и заканчивая симфоническими оркестрами. Получается, что эта песня тоже каким-то удивительным образом оказалась в «золотом фонде» постсоветского песенного наследия. Думаю, что пройдет лет 20-30, и уже повзрослевшее, постаревшее нынешнее молодое поколение будет с такой же ностальгией, как сейчас это делает Лев Валерьянович, вспоминать какой прекрасной была музыка, например, нулевых и так же противопоставлять эту самую музыку неким новым жанрам, музыкальным стилям и направлениям. Ностальгия, которая переплетается с проблемой отцов и детей, - это нечто естественное и... вечное. И когда начинают сравнивать что-то из прошлого с тем, что есть сейчас, мне всегда вспоминаются строки из «Бородино» Лермонтова: «Вот были люди в наше время, не то, что нынешнее племя, богатыри - не вы!»
Фото: А. Ломохов,
С. Ведяшкин/Агентство «Москва».