Мелодия небесной росы: ударные и самозвучащие инструменты

Союз журналистов Удмуртии совместно с информационным агентством «Удмуртия» при поддержке АНО «Институт развития интернета» публикует очередную серию проекта «Мелодия небесной росы» (12+). Этот выпуск – третий из цикла, который повествует о старинных музыкальных инструментах удмуртского народа, самобытной культуре, об обрядах и праздниках, а также о популяризации и внедрении инструментов в современную музыку. Третья серия посвящена ударным и самозвучащим инструментам. Мелодия небесной росы. Ударные инструменты в удмуртской культуре Ударные инструменты – одни из самых архаичных. Деревянные или металлические – они могут быть сигнальными, бытовыми и отпугивающими. Например, звон колокольчиков можно услышать на праздниках и общественных мероприятиях. Шумящие подвески в древности выполняли роль оберега. В музее-заповеднике «Иднакар» хранится нагрудное украшение, возраст которого, по оценкам ученых, около 1,5 тыс. лет. Подвеску нашли в женском захоронении Концовского могильника. Это современный Слободской район Кировской области. Фото: Руслан Нуриахметов © Этот памятник относится к Яманаевской культуре, V-VII века нашей эры. Подвеска до сих пор издает звон, который считался в Средневековье неестественным для природы. Считалось, что он изгоняет нечистую силу. С точки зрения музыкальности тоже можно считать музыкальным инструментом, потому что мелодика, характер в этом украшении тоже есть. Металл издает очень мелодичные звуки Александр Демин, заведующий отделом археологии музея-заповедника «Иднакар» им. М.Г. Ивановой В обрядах, связанных с рождением ребенка, используют удары о гурпул – печную заслонку. В традиции она выступает в роли музыкального инструмента. Считается, что шумные звуки отпугивают злых духов, которые могут навредить новорожденному. Обряд проводят, когда ребенку исполняется 40 дней. До этого момента его старались никому не показывать. Печь – это обязательный элемент дома, соединяющий три мира – подземный, средний и верхний за счет своих конструктивных особенностей. Ассоциируется с достатком, с теплом, с жизнью. Поэтому жизнь, зарождающаяся в женском лоне, она перекладывается в параллелях на печь, где запекается хлеб, готовится пища. Печь и предметы, которые ассоциируются с ней, имеют некоторое сакральное значение в обрядах, где мы видим использование печной заслонки Диана Антонова, этнограф, гид экскурсионного центра «Открывая Удмуртию» Фото: Руслан Нуриахметов © На печной заслонке играли, чтобы отогнать злых духов. Играет бабушка, бросает ее, танцует на ней – она показывает свою радость, радость рождения внука Елена Белослудцева, директор Центра удмуртской культуры д. Карамас-Пельга На печной заслонке играют в день «первой свадьбы» – Нуны сюан. В этом случае слово «свадьба» имеет более глубокое значение, чем просто женитьба. В современном представлении о традиционных обрядах и понимании жизненного цикла у удмуртов насчитывается три свадьбы. Первая свадьба – это Нуны сюан. Вторая свадьба – Сюан. Третья свадьба – Йыр-пыд сётон. Первая ассоциируется с венчанием, обретением общественных связей души человека, которая пришла в этот мир. Обретение связи с материальным воплощением – своим телом, когда ребенок приходит в этот мир и начинает свою жизнь. Вторая свадьба – Сюан, когда человек находит свою вторую половину. Новое обретение социального статуса, расширяется круг родственников. И последняя свадьба – Йыр-пыд сётон. Это последний обряд, в рамках которого люди прощаются с умершим человеком Диана Антонова, этнограф, гид экскурсионного центра «Открывая Удмуртию» Фото: Руслан Нуриахметов © Один из самых ярких и самобытных музыкальных инструментов удмуртов – тангыра. Ее устанавливали на улице. Бревна или доски подвешивали на открытом пространстве, чтобы звук был громким и далеко распространялся. В некоторых деревнях, как правило, есть место, где имеется металлическое приспособление для создания звука. Своего рода сигнализация о том, что произошел пожар. Важные события в жизни общества сопровождались ударом. Практика бытования ударных или сигнальных инструментов широко распространяется и на обрядовую жизнь. Один из ярких примеров является обряд Вожодыр – переходное время. Вожо – это духи, которые в определенное время выходят и смешиваются с миром живых. Для того, чтобы их прогнать, восстановить границу между миром духов и миром живых, используются ударные инструменты или просто подсобные предметы, которые можно использовать для извлечения ударного звука. Духов провожают всей деревней. Стучат по углам дома, бревнам, по окошкам у дверей. Для того, чтобы из всех уголков этих духов прогнать Диана Антонова, этнограф, гид экскурсионного центра «Открывая Удмуртию» При входе в Центр удмуртской культуры в с. Булай гостей встречает тангыра в форме чума. Ударный сигнальный инструмент появился здесь два года назад. Его поставили во время проведения этнофутуристического симпозиума. Еще одна тангыра – «Древо мира» находится внутри. Сделана она из предметов бытовой утвари. С появлением этого инструмента родилась программа «Забытые голоса», а сотрудники начали собирать всевозможные ударные – сигнальные, отпугивающие. Многие рабочие инструменты (рубель, колотушка сторожа, круговая трещотка и другие), которые использовались в быту, перешли в разряд музыкальных. Фото: Руслан Нуриахметов © Рубель предназначался для того, чтобы проглаживать белье. Мокрое белье наматывали на валик и проглаживали. С помощью рубчиков уходила лишняя грязь. Существует даже пословица: «Не мытьем, так катаньем». Сейчас такой инструмент используется в фольклорных коллективах Марина Корякина, режиссер Центра удмуртской культуры с. Булай В фондах Национального музея Удмуртии им. К. Герда хранятся две трещотки. У обеих есть ребристый валик и упругая деревянная пластина. Одна трещотка из Малопургинского района. Местные называют ее тагра. Другая – из Кезского района – такыртон. В древности трещотки могли использоваться как сигнальный инструмент, а также как обрядовый. В качестве детских игрушек трещотки описал этнограф, писатель и краевед Григорий Верещагин. Наряду с другими шумящими и звенящими инструментами трещотку использовали в очистительном обряде, который проводился в ночь на Великий Четверг, во время обряда Пӧртмаськон (ряжение). Важное место трещотка также занимала в зимнем обряде изгнания беса (Шайтан уллян), который проходил зимой. Удмуртские ударные инструменты не забыты. Мастера есть в разных районах республики. Алексей Кузнецов изготовил свой первый инструмент – барабан дымбыр, в 2007 году для ребенка. Именно с него, небольшого по размерам, детского дымбыра он начал осваивать мастерство. Фото: Руслан Нуриахметов © Обычно я беру комель древесины, либо старинную долбленую посуду. Кожу обычно используют козью. По эластичности, толщине она больше подходит Алексей Кузнецов, старший научный сотрудник музея-заповедника «Лудорвай» В 2014 году Алексей Кузнецов издал две методички по изготовлению музыкальных инструментов. Там же есть информация о барабане дымбыр. Мастер признается, что в издании описан его личный интуитивный опыт создания инструментов. Обычно я беру либо комель древесины, либо старинную долбленку. Кожу обычно используют козью. По эластичности, толщине она больше подходит Алексей Кузнецов, старший научный сотрудник музея-заповедника «Лудорвай» Архаичные и самобытные – ударные инструменты берут свое начало в незапамятные времена, сопровождая человека на протяжении всего его существования – в обрядах, в быту, в творчестве. Удар – это ритм. Ритм – это жизнь. Проект «Мелодия небесной росы» («Инву Утчан Гур») победил в третьей сессии конкурсного отбора 2021 года Института развития интернета. Всего в конкурсе приняли участие 412 проектов, из них выбрали 48. Первая серия проекта посвящена Быдӟым (Великому) крезю, вторая - кубызу.

Мелодия небесной росы: ударные и самозвучащие инструменты
© ИА «Удмуртия»