Адик Абдурахманов: если не будет вируса саморазвития, то музыкант не может состояться
Адик Аскарович, во всех городах-миллионниках есть симфонические оркестры, а только у Челябинска не было. Как появился симфонический оркестр, которым Вы руководите? У нас история складывалась не совсем удачно по сравнению, например, с соседним Екатеринбургом, в котором населения всего на двести тысяч больше, а симфонических оркестров несколько. В Челябинске был оркестр. Но когда решили создать оперный театр, то оркестр отдали оперному театру, вместо того, чтобы создать еще один. Это действительно нонсенс, ведь Челябинск - это центр, мегаполис, миллионник. Я всегда считал, что для создания симфонического оркестра нужна воля руководителя. Руководитель должен быть дальновидный и понимать, что Челябинск - это не только промышленный город и сельскохозяйственная область. Само собой это понятно. Мы - самодостаточная область, мы помогаем другим областям, мы доноры. Нам повезло, что пришел Губернатор Алексей Текслер, и у нас организовался оркестр. Я благодарен. Как к Вам в оркестр происходил набор? Был объявлен открытый конкурс, т. е. могли приехать музыканты из других стран. Чтобы поступить в любой оркестр мира, и к нам тоже, все играют Концерт Моцарта, потому что это лакмусовая бумажка. Сразу понятно, что из себя представляет музыкант, его технологическая оснащенность, его музыкальная образованность. Мы не открывали здесь Америку, на Моцарте слышны все недочеты и положительные стороны музыканта. Наш коллектив, более девяносто человек - это ребята, которые закончили музыкальные ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Уфы. В жюри были: Андрей Казаков, который 30 лет был концертмейстером группы кларнетов в Мариинском театре, ныне завкафедрой оркестровых духовых инструментов Санкт-Петербургской консерватории; Вячеслав Прокопов 40 лет играл в Большом театре, сейчас является завкафедрой медных духовых и ударных инструментов в Гнесинской академии; альтист Роман Балашов работает в Камерном ансамбле "Солисты Москвы", доцент Московской консерватории. Члены жюри - это очень хорошие преподаватели и очень хорошие опытные оркестранты. Бывает, что человек достаточно прилично играет сам, но не может играть в оркестре. Это своя специфика. Фото: Даниил Рабовский, philarmonia.ru Чем Вы заманивали своих музыкантов? Хорошими зарплатами? Во-первых, для того, чтобы они играли у нас в оркестре, само собой нужно, чтобы они достойно жили. У нас не самая большая зарплата, если сравнивать с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Тюменью, но достойная, не такая маленькая. Плюс оплачивается квартира приезжим музыкантам. Во-вторых, конечно, заманивали творчеством. Вас тоже когда-то заманили квартирой, получили её? Нет. Видите ли времена наступили другие. Конечно, я первые лет пятнадцать сожалел о том, что сюда приехал. Но потом подумал, что это судьба, теперь у меня есть симфонический оркестр. Встречая своих друзей, с которыми вместе работали в Питере, задаю себе вопрос, что было бы если бы я остался в Питере. Был бы я дирижером, занимался бы я этим делом? - нет, наверно нет. Работал бы в Мариинском театре, лучшем театре мира, работы было много, зарплата была бы достаточная. Сейчас он имиджевый театр. Но я доволен как все сложилось. В Челябинске мы постарались сделать то, о чем мечтали - создали симфонический оркестр. Нам повезло с директором филармонии Алексеем Пелымским. Есть умные люди, а есть мудрые люди. Он понимал, чтобы филармония была настоящая, нужен оркестр. Не может быть филармонии без оркестра. Все делается на оркестре - ансамбли, малые инструментальные составы, камерные концерты. Сразу после прихода директора возник вопрос - каким образом сделать симфонический оркестр. Я музыкант, творческий человек, могу играть и показывать что-то своей игрой, а вот как пробиться к губернатору и как доказать там необходимость в создании оркестра не могу. Сначала я должен пойти к директору филармонии, министру культуры, замгубернатора по культурным вопросам, потом уже к губернатору. Представляете? - Не дойти, цепочка длинная. Директор филармонии - это тот двигатель, который начал продвигать. И вот все они воедино решили и губернатор поддержал. Было много же губернаторов, и Денис Мацуев говорил о создании оркестра при всех губернаторах, где он выступал. Но если бы не Алексей Текслер, все так бы и осталось. Фото: Даниил Рабовский, philarmonia.ru Маэстро, после создания оркестра был обеспечен комплект инструментов? Все инструменты куплены. Губернатор пошел на все, чтобы это был настоящий хороший оркестр. Челябинское сообщество хотело, чтобы был оркестр. Мы долго подогревали это мнение. Были выделены деньги. Все деревянные и медные духовые инструменты очень хорошие, имиджевых брендов, приобретена американская арфа. Ваша репертуарная политика воспитывает вкусы публики? Давно известный факт - нельзя идти на поводу у слушателей. Мы не можем все время играть какую-то доступную музыку Штрауса, Моцарта, Вивальди. Мы не можем играть только для развлечения публики. Ее нужно образовывать. Это наша задача. Мы ее заинтересовываем новыми программами. Сейчас мы уже филармонический оркестр, и наша позиция вести ее за собой. У нас есть замечательные программы. Мы вообще впереди планеты всей (смеется). В соавторстве с поэтом, драматургом, сценаристом Константином Рубинским, автором спектаклей-лауреатов премии "Золотая маска", мы делали программы "Поэзия с оркестром", "20 музыкальных шедевров, изменивших мир". Когда-то он учился у меня на флейте. Сейчас мы собираемся опять повторять наш проект "20 шедевров". Мы брали произведения, которые повлияли на историю музыки, начиная от Баха и заканчивая Шостаковичем, Стравинским. Также у нас прошел первый концерт абонемента с Юлианом Макаровым "Слова и музыка к тебе", посвященный Прокофьеву. Во вступительном слове сначала рассказывалось о композиторе, произведении, критических статьях, которые появлялись во времена Прокофьева. Наш земляк пианист Дмитрий Шишкин, лауреат 2-ой премии XVI Конкурса Чайковского, исполнил концерт Прокофьева. Следующий концерт абонемента будет посвящен Бетховену. В конце сезона в мае у нас планируется концерт в Мариинке именно с Шишкиным, Южно-Уральский оркестр с челябинским солистом. Вообще, мы уже можем выступать и выступаем с лучшими музыкантами: Луганским, Березовским, Мацуевым, Догадиным и другими. Хотя оркестру всего три года! Да. В ближайшие дни у нас состоится выступление с известным скрипачом Гайком Казазяном. Фото: Даниил Рабовский, philarmonia.ru Композиторы-уроженцы Челябинской земли присутствуют у Вас в афише? Из-за коронавируса мы не поехали на фестиваль в Берлин, где должны были исполнять Мендельсона, Рахманинова и произведение Алана Кузьмина. Они попросили представить челябинского композитора. На бис собирались играть "Восточный танец" Татьяны Шкербиной, написанный специально для нас. Гитаристу Виктору Козлову мы посвятим концерт памяти композитора и его творчества с симфоническим оркестром 3 марта 2022. Мы всё время играем челябинских композиторов: и Анатолия Кривошея, и вскоре будет концерт из произведений Лены Попляновой. Юрий Башмет играет на альте почти каждый концерт. А свой инструмент флейту Вы берете в руки? Практически нет. Башмет - уникальный человек, гений альта. Что касается меня, скажу так: инструмент не терпит предательств. Если ты на нем мало занимаешься, сначала ты слышишь, что что-то не так, потом другие начинают слышать, а играть плохо я уже не могу. У меня в оркестре очень хорошая группа флейт. В прошлом году я пригласил флейтистку Софию Виланд, лауреата Конкурса Чайковского, солистку Мариинского театра. Адик Аскарович, Вы преподаете сейчас? Практически нет. Сейчас нужно много сил на симфонический оркестр. Возраст коллектива молодой, это выпускники консерваторий. Консерватории не справляются со своей функцией вырастить хороших оркестровых музыкантов. Все образование постороено так, что мы готовим солистов и не готовим оркестровых музыкантов. Это проблема именно российской школы. Нужно много целенаправлено заниматься. Поэтому вся эта музыкальная лаборатория оркестровой игры во время наших репетиций подробно разбирается. Я, как преподаватель, объясняю, чтобы музыканты друг друга слушали, слышали параллельные линии. Рассказываю им об исторически сложившихся традициях исполнения, причинах той или иной оркестровки композитора. Не всегда инструмент, ведущий главную мелодию, является главным, обращаю их внимание на второстепенные детали, которые выстраивают основной образ. Конечно, проблемы у оркестра есть, всегда хочется лучше. Музыка - это такая профессия, как спорт на всю жизнь. Ты должен быть все время в форме и стремиться к лучшему. Если не будет вируса саморазвития, то музыкант не может состояться.