Человек-изменение: как советскому режиссеру удалось выйти за рамки дозволенного и правдиво передать дух своего времени

Марина Аброшина
Человек-изменение: как советскому режиссеру удалось выйти за рамки дозволенного и правдиво передать дух своего времени
© Lenta.ru

Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

Что хочется сказать. Хочется сказать, что Марлен Хуциев — уникальный советский режиссер. Гениальный специалист, который тонко чувствовал время, умел собирать по крупицам важные, особенные моменты и визуализировать их в кино. Фильмы Хуциева — это дар любви к людям. Ему всегда удавалось уходить от оценок: вот это персонаж хороший, а этот — плохой.

Обладая уникальной жизненной мудростью, он мог показать героя фильма многогранным: и трусливым, и честным, и мнительным, иначе говоря — живым. Ведь каждый человек имеет не только позитивные или негативные свойства личности. Хуциев прославлял эпоху, в которую жил: его подход к гармоничному слиянию репортажной и художественной съемки наполнял фильмы особой теплой атмосферой.

Хуциев всегда знал, что хочет связать свою жизнь с кино, — именно поэтому он поступил на режиссерский факультет в Грузии и окончил его в 1950 году, став выпускником мастерской Игоря Савченко. Первый полнометражный художественный фильм Хуциева, «Весна на Заречной улице», снятый в соавторстве с Феликсом, вышел на экраны в 1956 году. Картина о любви учительницы вечерней школы и ее ученика сталевара была восторженно принята зрителями — в прокате фильм посмотрели более 30 миллионов человек.

Хуциеву удавалось не только тонко передать атмосферу своего времени, но и чувствовать людей, даже если они не обладали должным опытом. Так, главная актриса Нина Иванова не имела актерского образования, но в кадре смотрелась свободно и естественно. С точки зрения нарратива, «Весна на Заречной улице» значительно отличается от последующих картин режиссера: в ней присутствует гротескный стиль повествования, свойственный работам советского периода. А эмоциональные акценты расставлены в основном на идеях коллективизма и социализма.

Еще одна работа Хуциева — «Застава Ильича» — для многих зрителей стала фильмом ощущений. В наши дни найти подобную киноленту не составит труда: полутона, двоякость, рефлексия и метания свойственны нарративам практически каждого фильма. Однако в советское время именно Хуциеву удалось уйти от стигматизации и преподнесения смысла в лоб, погрузиться в состояние перемен и задать самому себе и зрителю вопрос: «Что, если все на самом деле совершенно не так, как мы представляем?»

Стоить отметить, что на момент выпуска «Застава Ильича» вызвала критику со стороны действующей власти, поэтому сценарной группе пришлось поменять многие драматургические решения, в том числе название. Несмотря на это, картина «Мне двадцать лет» стала символом «оттепели».

По сюжету главный герой Сергей возвращается из армии и постепенно вливается в городскую жизнь, проводит много времени в беседах о будущих планах с друзьями детства Славой и Колей. Таким образом, Хуциеву удалось ненавязчиво передать мысли первого советского поколения, которое сомневается в идеях действующей власти, рефлексирует и задает вопросы. Им хочется перемен и переосмысления ценностей, которыми были пронизаны все уровни социальной жизни. Жажда нового и «другого» слышится в репликах главных героев. Фильм также знаменит тем, что многие роли сыграли не актеры, а поэты, режиссеры и литераторы.

Кадр: фильм «Июльский дождь»

Похожее настроение улавливается и в картине «Июльский дождь»: главная героиня, с первых кадров оправдывая название фильма, попадает под ливень и одалживает куртку у незнакомца. Между ними завязывается телефонный роман, который фоном сопровождает ее быт. В этой повседневной жизни она проживает кризис 30 лет, проходит этап переоценки себя, своего пути и окружения. А визуальные решения в некоторых сценах даже отдают стилистикой «новой французской волны». И хотя фильм изобилует видами Москвы, создается впечатление, что действие могло произойти в любом европейском городе.

Конфликты этики и ценностей являются частыми объектами исследования Хуциева в его работах. Фильм «Послесловие», вышедший в 1980 году, — камерная работа, в которой пожилой человек проводит неделю с мужем дочери. В основу сценария лег рассказ Юрия Пахомова «Тесть приехал». Работа, построенная на диалогах, стала демонстрацией вечной тематики разницы поколений. Автор показывает зрителю людей с диаметрально противоположными взглядами, которые оказались вместе по определенной причине и пытаются найти общий язык. Ситуация понятна каждому: в жизни нам зачастую бывает непросто принимать то, что выходит за рамки нашего мировоззрения.

Марлен Хуциев — человек-изменение. Каждый его фильм становится размышлением о необходимом движении и принятии решений. Режиссер показывает героев сомневающимися, ищущими ответы на вечные вопросы. Он заботливо прощает им несовершенства и верит в то, что ответы будут найдены, несмотря на риск разочарования. Хуциеву удавалось говорить о потребности изменений без агрессии, насилия и демонстрации силы. Его фильмы являются попыткой понять, как меняться, не сжигая мосты.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора