Светлана Христианова: «Хотела сына, но им стал «Электрон»
6 ноября 2021 года Нижегородский кинотеатр «Электрон» отмечает свое 55-летие. С 2005 года он входит в сеть кинотеатров «Империя Грез», но когда-то он был абсолютно самостоятельным, занимал лидирующие позиции в мире Горьковского синематографа. Кинотеатр быстро стал не просто местом для просмотра фильмов, а настоящим центром с кинолекториями и встречами с известными советскими актерами. Все это случилось благодаря директору «Электрона» Светлане Григорьевне Христиановой и ее коллективу. Она руководила кинотеатром почти 40 лет до 2005 года, заступив на этот пост всего через несколько месяцев после его открытия в 1966 году. Светлана Христианова — Заслуженный работник культуры России, Отличник кинематографии СССР, Почетный кинематографист России. Сейчас ей 81 год. Она прекрасно себя чувствует и всегда рада поговорить о кинотеатре, называя его ласково, как сына, «Мой Электрончик». О жизни за кулисами кинотеатра Светлана Христианова рассказала и нам. Такое кино! — Светлана Григорьевна, чем кинотеатр «Электрон» отличался от других в советские годы? — В ноябре 1966 года он открылся как широкоэкранный кинотеатр, я тогда давала первый сеанс. Название дано по району электронной промышленности. Это был первый в городе Горький кинотеатр с мягкими креслами василькового цвета. Даже центральный кинотеатр «Октябрь» был тогда с жесткими фанерными креслами. У нас стояла чехословацкая аппаратура Meopta. С утра и до вечера зал был забит зрителями. Кинотеатр был рассчитан на 800 мест. Как любитель всех новинок, я поменяла аппаратуру с Meopta на КП-30, и через некоторое время у нас появился широкоформатный кинопоказ. Позднее, впервые в нашем городе, наш кинотеатр был оснащен системами Dolby Digital и Dolby Surround. В 1990-е годы трудовому коллективу «Электрона» не удалось приватизировать предприятие, но даже в самый сложный с финансовой точки зрения период сотрудники старались поддерживать техническое состояние здания и обновлять кинопрокатное оборудование. «Электрон» снискал любовь. К нам ездили зрители со всего города! — Каким образом вы связали свою жизнь с кино? Ведь уже в 26 лет вы стали директором крупного кинотеатра. — Сначала меня взяли работать в кинотеатр «Зарница», я туда пришла на должность администратора. Это был единственный очаг культуры в Приокском районе. Раньше он назывался кинотеатр «Ока». У Зарницы в этом году тоже юбилей — 70 лет. Потом меня перевели в кинотеатр «Электрон» для его открытия. И через несколько месяцев я стала директором. С утра у меня была хозяйственная деятельность: бывало, что теплотрассу прорвет, а вечером в длинном платье я шла на сцену — представлять новый фильм Светлана Христианова — Частыми гостями «Электрона» были знаменитые актеры советского кино. Кто приезжал на премьеры? — В нашем «Электроне» были все звезды отечественного кино. Среди них — Николай Рыбников, Алла Ларионова, Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Евгений Урбанский, Эммануил Виторган, Игорь Ледогоров, Инна Макарова, Клара Лучко, Никита Михалков, Валентин Гафт, Владимир Коренев, Елена Цыплакова и многие другие. Гостьей горьковской премьеры картины «Дело было в Пенькове» была Майя Менглет. Помнят стены «Электрона» и самую знаменитую отечественную кинотроицу Труса, Балбеса и Бывалого — Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. Так, картину «Русское поле» представляли режиссер Николай Москаленко и исполнительница главной роли Нонна Мордюкова. Постоянным гостем кинотеатра «Электрон» была наша землячка Людмила Ивановна Хитяева, исполнительница главной роли в фильме «Екатерина Воронина», который снимался в Горьком. Встречи зрителей с лучшими произведениями киноискусства происходили торжественно — с духовым оркестром в фойе, с букетами цветов. Иногда приглашали и участников событий, о которых повествовал фильм. Зрители однажды долго не хотели отпускать, и прямо на руках вынесли Владимира Коренева. Экранное искусство — Вы проводили кинопоказы только в Горьком? — Кроме филиалов по Горькому, каждому кинотеатру давали свой район. У меня был Вачский район. Например, вышел на экраны фильм «А зори здесь тихие». Мы у себя провели премьеру. Там снималась Ирина Долганова – наша актриса ТЮЗа. Я с ней связалась. У кинотеатра был свой УАЗ. Мы все загрузили и приехали в Вачу. Нас встречали как инопланетян. Актриса у них впервые появилась. Мы последний сеанс делали в 12 часов ночи. Был полный зал. Подростки на полу сидели. Назад поехали – все занесено, дороги нет. Мы провалились в озеро, но выбрались. И все равно не было страха, хотя было холодно. Так было тепло на душе. Такой теплый прием. Такая отдача. До сих пор вспоминаю.- Чем был «Электрон» в советские годы, и каким он стал сейчас? — Мы не просто демонстрировали фильмы, при кинотеатре работало много кинолекториев. Людям рассказывали, что в фильме не все так просто, что это Сизифов труд. Были даже медицинские кинолектории, работали плотно со школами. Выпускников приглашали. В комсомол принимали у нас, в пионеры тоже. Надо было выполнять план. Жителям Караваихи запомнились приезды в «Электрон» курсантов Горьковского высшего зенитно-ракетного командного училища ПВО — на специальных сеансах им демонстрировались фильмы военно-патриотической тематики. Приезды сопровождались игрой духового оркестра училища. Также был фестиваль фильмов о рабочем классе. Чествовали передовиков производства. Кинотеатр в советские годы – это источник финансирования всего района. Валовый сбор от продажи билетов распределялся следующим образом: 20 % за кинопрокат, 55 % — в бюджет района, 25 % — на содержание кинотеатра. Зарплата, коммуналка, отопление, вода, освещение, запчасти для аппаратуры, ремонт, замена теплотрассы – на эти все расходы хватало денег. Штат был 60 человек. Второй статьей в районном бюджете, после алкоголя, были как раз сборы от продажи билетов. Почти все первые фильмы шли именно через «Электрон». Все остальные кинотеатры города шли либо после, либо одновременно. Когда практически все кинотеатры закрылись, он один проработал как государственный.- Как к кинотеатру относились сами жители города? — Мне говорили, что Приокский район – это район интеллигенции, но это район рабочей интеллигенции. При этом, бывали и такие случаи, когда мягкие кресла резали и оттуда выдирали поролон во время просмотра фильма. И где-то нужно было взять дерматин и поролон, чтобы привести сидения в порядок. Сфера культуры же никогда не имела никаких фондов. Так что, я всегда старалась работать на опережение и находить средства. Всякое бывало, даже как-то ночью выбили мне витражи. «Электрон» был единственным в городе кинотеатром с витражами. Нам стекло привезли с Украины. Пришлось восстанавливать. Внештатных ситуаций хватало. С Юрием Никулиным мы как-то мы сидели, а в это время прорвало трубу. Надо принимать меры. Он мне говорит: «Не переживай. Жизнь с полосочкой, то белая, то черная». Так и успокоил. Никулину так понравилась наша встреча, что он позвал меня к себе в цирк. Потом подписал мне свое фото. Движение «Электрона» — В какой-то момент вы практически потеряли зрение, но не оставили работу в кинотеатре… — Мне тогда было 22 года. Я еще работала в кинотеатре «Зарница». Утром проснулась, и один глаз не видит. В поликлинике сказали, что у меня отслойка сетчатки, надо срочно ложиться на операцию. Я была беременна вторым ребенком. У меня уже была дочь. И врач сказал идти на аборт, потому что не давал никаких гарантий, что я буду видеть. Лазеров тогда не было. Мне делали диатермокоагуляцию, а по-русски электросварку. Была просто заморозка, без наркоза. После этого привозят в палату, кладут на спину, и нельзя ни в коем случае вертеть головой. Только всем туловищем. И так лежишь 21 день. Муж приносил апельсины, между губ дольку зажимала, впрыскивалась кислинка и вроде было получше. Операция прошла удачно. Посмотрели второй глаз, а там тоже самое. В итоге было решено на втором глазу тоже делать операцию. Лежала 42 дня. Плакать нельзя из-за операции. Когда выписали, мне был запрещен городской транспорт. Мы жили на площади Горького, я шла пешком на работу в «Зарницу». Я продолжала работать. Хотела сына, но им стал «Электрон». Дочь меня мало видела. Кинотеатр в 60-е годы обслуживал половину Горького. Меня знали. Я заходила в трамвай или троллейбус и меня спрашивали, какой сегодня фильм идет. Также я добилась того, чтобы остановку транспорта около кинотеатра переименовали в «Электрон». До этого она называлась — «Караваиха». — Новейшая история «Электрона» началась в 2005 году, когда он вошел в состав «Империи грез». Что изменилось с тех пор? — В 2005 году кинотеатр продали. Я ничего не могла тогда сделать. Это уже была третья попытка забрать кинотеатр. Пришлось уйти с поста директора. Меня тогда спас парк «Швейцария». Я пристрастилась к скандинавской ходьбе. Было очень тяжело без «Электрона». Я так люблю кино, я без него жить не могу. Стараюсь больше смотреть фильмы. «Электрон» в советские годы всегда был первым в рейтинге. У меня много наград. Однажды, председатель Горисполкома сказал, что уже не знает, чем наградить и спросил, что я хочу. Тогда автопредприятия списывали подержанные машины. И я попросила автомобиль, потому что на зарплату директора кинотеатра в 60 рублей машину не купить. Он дал распоряжение, мне выдали «Волгу» и мы ее с мужем восстанавливали ее три года. Все эти три года я ходила в одном костюме василькового цвета и белой блузке. Зрители спрашивали у моих контролеров, что это за форма такая у директора, синего цвета. На самом деле, все деньги шли на покупку запчастей для подержанной машины. Юлия Серебрякова, Марианна Любимова