Пять причин, почему мы до сих пор любим советское кино

Несмотря на то что после распада СССР прошло уже 30 лет, советское кино не сдает своих позиций – во всяком случае, для тех, кто родился до миллениума. Уже состоялись вторые и третьи поколения известных кинематографических фамилий, прогремели в кинотеатрах громкие, сказочно дорогие для российского кинопрома премьеры, а советские фильмы по-прежнему популярны. Сможет ли кто-то лучше советских режиссеров – очевидцев Великой Отечественной войны рассказать об этой войне и эпохе в целом, как рассказывают «Летят журавли», «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие»? Или вдумчиво и деликатно по отношению к авторам экранизировать классику, как экранизированы «Война и мир», «Мертвые души», «Один день из жизни Обломова»? Рассказываем пять причин, по которым мы до сих пор любим советское кино.

Пять причин, почему мы до сих пор любим советское кино
© Мир24

Смотрите приключенческий фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (СССР, 1970) в воскресенье, 7 ноября, в 19:30 на телеканале «Мир». В 20:35 – «Сердца трех» (Россия, Украина, 1992).

Действительно талантливые актеры и режиссеры

Олег Янковский, Алиса Фрейндлих, Сергей Бондарчук, Василий Ливанов, Алла Демидова, Олег Ефремов, Алексей Баталов, Наталья Гундарева, Валерий Золотухин, Василий Шукшин, Маргарита Терехова... Продолжать этот список можно очень долго, ведь Советский Союз дал образование и возможность реализоваться в театре и кино целой плеяде блистательных актеров. Большинство из них не имели громких фамилий, да и приезжали из далеких городов и деревень, как приехали в Москву из алтайских сел Шукшин и Золотухин. Не всем доставались главные и разноплановые роли, но и в эпизодических талантливые актеры остались в сердцах зрителей, как было, к примеру, с Риной Зеленой, Фаиной Раневской и Георгием Милляром, полжизни игравшим Бабу Ягу. Что уж говорить о режиссерах – лишь благодаря гению Сергея Бондарчука и Андрея Тарковского, Элема Климова и Марлена Хуциева, Ларисы Шепитько и Татьяны Лиозновой, Михаила Калатозова и Григория Козинцева за плечами у современных российских кинематографистов есть золотой фонд экранизаций мировой литературы, прекрасные военные, исторические, детские фильмы, детективы – как сложное психологическое кино, вспомним «Восхождение» и «Солярис», так и простые, но трогающие за душу истории вроде «Весны на Заречной улице».

Гениальные цитаты

Кинопром в СССР работал, как конвейер, и далеко не все картины были удачными, но удачные были действительно хороши. Драматургия не была пустым словом, герои выходили живыми, а не пластмассовыми, диалоги – не вымученными. Часто они блистали замечательными цитатами, которые знало наизусть не одно поколение наших соотечественников. До сих пор в разговорах нередко можно услышать «Ку!», «Какая гадость эта ваша заливная рыба...» или «А голова – предмет темный, исследованию не подлежит». Цитаты эти часто были философскими и остросоциальными, помните, в позднесоветской комедии «Кин-дза-дза!» герой Леонова произносит вечную истину: «Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить желтые штаны, и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «ку» делать, и эцилопп меня не имеет права бить по ночам… Никогда!..» Или жесткое «Развалинами Рейхстага удовлетворен» из уст Леонида Быкова в картине «В бой идут одни «старики». «Здравствуйте, царь», «Людк, а Людк! Тьфу, деррревня!», «Ну и рожа у тебя, Шарапов!», «Я тебя поцелую, потом, если захочешь», «Заметьте, не я это предложил!», «Кто ж его посадит? Он же памятник!», «Алло! Галочка? Ты сейчас умрешь» – все эти фразочки уже давно стали неотъемлемой частью русского фольклора, о чем свидетельствует обилие мемов и стикеров в «Телеграмме».

Спокойный темп

Что для людей, предпочитающих голливудские блокбастеры, невыносимо, для других – удовольствие. Речь идет о спокойном темпе многих советских картин, в которых запечатлена эпоха, когда машин на широченных проспектах было очень мало, концентрация жителей в больших городах не доходила до фантастических цифр, а метро в рабочее время пустело. Да-да, и трава была зеленее. Прежде всего здесь вспоминаются фильмы великолепного быто- и нравописателя советского кинематографа Эльдара Рязанова: «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Старики-разбойники» и другие. Даже несмотря на любовь мастера к автомобильным гонкам, его фильмы все равно кажутся сегодня очень спокойными и уютными. Конечно, речь идет о тех, что были сняты в 1960-е и 1970-е годы. Тем же спокойствием веет от «Я шагаю по Москве», «Москва слезам не верит», от еще одного творения Меньшова – «Любовь и голуби», «Королевы бензоколонки», «Девушки без адреса», «Карнавальной ночи» и многих других картин разных режиссеров. Во всех картинах мы видим не оторванные от жизни истории: отец-одиночка берет деньги взаймы, чтобы купить сыну ботинки, советский Робин Гуд-безотцовщина крадет машины у мошенников, чтобы отдать деньги детдомам, деревенский муж соблазняется городской дамочкой и оставляет семью... Везде темы сиротства, скромности, изматывающий труд, но будущее не кажется мрачным, а главной ценностью провозглашается человечность.

Знакомые песни

Отдельный пласт советского кинематографа – это музыка, песни, которые до сих пор часто поются под гитару. Например, для трилогии «Д’Артаньян и три мушкетера» музыку писал знаменитый советский композитор Максим Дунаевский, а тексты песен – Юрий Ряшенцев. Инструментальное сопровождение записал ансамбль «Фестиваль». Тут и мрачная баллада Атоса в исполнении Вячеслава Назарова, и душераздирающая «Смерть Констанции» в исполнении Михаила Боярского, и дуэт кардинала и Анны Австрийской в исполнении Алисы Фрейндлих и Александра Трофимова, и многие другие знакомые нам с детства песни. Есть ли сердца, которые не дрогнут от слов: «В мой старый сад, ланфрен-ланфра, лети, моя голубка...»? «Гардемарины» Светланы Дружининой – еще один кладезь романтических песен. Особое внимание музыке уделял большой ценитель поэзии Рязанов, в его фильмах звучат положенные на музыку стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Помните: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется...» Песню написал Михаил Львовский на музыку Микаэла Таривердиева, а исполнила ее Алла Пугачева. Знаменитыми стали песни из кинофильма «Карнавал» («Позвони мне, позвони»), «Земля Санникова» («Есть только миг»), баллады Высоцкого для «Стрел Робин Гуда», «Мгновения» из «Семнадцати мгновений весны», «Нам нужна одна победа», написанная Булатом Окуджавой для фильма «Белорусский вокзал». И это еще один повод любить советское кино.

Кино для детей

Не секрет, что советское образование было одним из лучших в мире. Искусство для детей тоже носило развивающий характер: в фильмы и мультфильмы были «встроены» классическая музыка, опера, балет. В СССР были созданы канонические экранизации русских народных сказок, вроде «Морозко», которое здорово пересматривать под Новый год, и сказок авторских: «Золушка», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Старик Хоттабыч», «Про Красную шапочку» и других. Порой будни пионеров чудесным образом накладывались на научно-фантастические сюжеты, как в «Приключениях Электроника» и «Гостье из будущего». Ну а такие фильмы, как «Вождь краснокожих» и «Подкидыш» можно назвать настоящими шедеврами детского кино. Сегодня «спецэффекты» советских сказок кажутся не менее архаичными, чем красные галстуки на шеях пионеров. Тем не менее, в советских детских фильмах еще отсутствовали афроамериканские трансгендерные феи, зло было злом, а добро – добром.