«Подростковые проблемы часто кажутся людям несерьезными»: зачем снимать кино и сериалы о тинейджерах
28 октября на платформе Premier вышел документальный фильм о подростках «Еще один длинный день». Это совместный проект режиссеров Лены Ваниной, Кирилла Кулагина и благотворительного фонда «Шалаш». Фильм начали снимать во время первого локдауна весной 2020 года.Эксперты фонда и создатели фильма рассказали о том, как появилась идея снять кино о подростках, какова роль подростковых фильмов в массовой культуре и почему они вызывают такой отклик.Команда фонда вместе с режиссерами давали задания подросткам в специальном аккаунте в Instagram, чтобы помочь им отвлечься, лучше узнать себя и близких, поделиться своими эмоциями и найти что-то хорошее в том, что их окружало. Задания участникам придумывали в том числе известные артисты и музыканты: попечительницы фонда «Шалаш» Саша Бортич и Люба Аксенова, а также Муся Тотибадзе, Олег Кулик, Лиза Монеточка, Риналь Мухаметов. Попечительница фонда Саша Бортич выступила сопродюсером фильма.Как фонд «Шалаш» помогает подросткамФонд «Шалаш» системно работает с трудностями поведения и помогаем детям, родителям и учителям справляться с любыми проявлениями агрессии и нежеланием следовать правилам.В фонде проводят занятия для детей 7–13 лет, на которых обучают социальным навыкам, необходимым для того, чтобы дети и подростки научились вести себя по-другому, понимать и безопасно выражать свои эмоции и выстраивать отношения с окружающими.Маша Терк, исследовательница фонда «Шалаш»В наших публичных направлениях мы показываем, что трудное поведение — это проблема, и у нее есть последствия. Но мы, взрослые, можем помочь с этим справиться. Ведь если мы так часто пугаемся и не знаем, что делать, то что же тогда чувствуют подростки! И наш фильм тоже про это. Взрослые довольно редко появляются в кадре, и на эти два часа подростки становятся главными героями, на которых сосредоточено всё наше внимание, а такое очень редко происходит в их жизни.Откуда берется интерес к кино про подростков так популярно и какую роль оно играет в массовой культуреПодростковое кино про взросление было всегда, но примерно в середине 80-х оно изменилось: перестало быть смешным и наивным и начало показывать чувства и переживания подростков как что-то серьезное. Такое кино еще называется coming of age movie.Само название жанра coming of age movie говорит о том, что подростковый возраст — это момент, когда человек перестает быть ребенком, но не становится взрослым. Это сильно смущает и самого молодого человека, и взрослых вокруг него — никто до конца не понимает, как к нему относиться. Поэтому подростки часто сталкиваются с противоречивыми требованиями и запретами. Например, родители могут ожидать, что подросток достаточно взрослый, чтобы выбрать направление, в котором будет работать всю жизнь, но при этом запрещают гулять после 10 вечера.Маша ТеркНа мой взгляд, coming of age фильмы популярны, потому они объединяют все поколения — дети смотрят их потому что хотят поскорее вырасти и стать тем самым классным бунтарским подростком, а подростки — потому что эти фильмы показывают их жизнь. Взрослым это кино интересно, так как в их подростковом возрасте не было таких фильмов и сериалов. И я предполагаю, что у них было не так много возможностей отрефлексировать свой опыт в моменте, поэтому они делают это сейчасВзрослые могут несерьезно относиться к проблемам подростков или считать поводы их переживаний пустяковыми, навязывать свои взгляды или рассказывать о жизни только с той точки зрения, которую они разделяют. Кино помогает подростку увидеть мир другим — не таким, каким его представляет семья, и непохожим на родной город. А еще показывает, что его чувства нормальны, и многие люди чувствуют и переживают то же самое в подростковом возрасте.Поэтому очень важно, чтобы появлялись фильмы про взросление в разном политическом, экономическом и географическом контекстах, чтобы в них были люди с разной идентичностью, национальностью, профессиями, без стереотипных гендерных ролей. Такая репрезентация в массовой культуре может стать «старшим сиблингом», который на своем примере покажет, что абсолютно нормально чувствовать то, что чувствует подросток.У подростка не так много возможностей выбираться из своего семейного, городского и дружеского контекста, поэтому популярная культура становится окошком в большой мир, где все очень разное, но имеет право на существование. Разные люди заводят семьи, общаются с друзьями, заводят детей или не заводят их, устраиваются на работу, в общем, делают все то, что точно делают успешные взрослые (исходя из подростковых представлений о взрослости, конечно же). Это дает очень много надежды человеку, который сомневается по поводу каждого своего шага.Почему режиссеры фильма решили сделать именно проект о подросткахВсе началось с того, что Кириллу Кулагину и Лене Ваниной, режиссерам фильма, позвонила Лиля Брайнис, директор фонда «Шалаш», чтобы обсудить, как можно помочь подросткам.Это случилось весной 2020 года, когда начался первый локдаун. Взрослые встречались друг с другом в Зуме и обсуждали, как сильно они грустят и переживают о том, что будет с их зарплатами, работой и деньгами. Вся новостная и культурная повестка была завязана на этой теме, но никто не говорил о том, как в такой ситуации чувствуют себя подростки.Если взрослые могут принять решение идти на работу или нет, вакцинироваться или нет, соблюдать карантин или нет, то у подростков такого выбора не было. Вся их жизнь зависела от решений взрослых.Кроме этого подростки лишились безопасного пространства дома, например, своей комнаты: раньше они могли быть отдельно от родителей в школе и быть в своей комнате отдельно от школы. Но эти границы разрушились — теперь родители всегда рядом, а уроки проходят там же, где раньше от них можно было отдохнуть.Кирилл Кулагин, режиссерЛиля предложила поговорить об этих подростках, и мы начали наш проект. Через некоторое время, когда карантин закончился, стало понятно, что нам интересно разговаривать не только про карантин. У нас есть герои, которые переживают острые моменты взросления, ощущения взрослого мира, взрослой жизни. Нам было очень важно это изучать.Режиссерам было интересно работать с подростками. Это стало новым способом посмотреть на мир, в котором деле дети и взрослые гораздо больше похожи друг на друга, чем они думают. Они испытывают одни и те же чувства — страдают, влюбляются, ощущают одиночество. Просто взрослым кажется, что их проблемы сложнее, а дети уверены, что чувствуют жизнь острее. В этом есть доля правды, но разница не такая большая.Подростковые проблемы часто кажутся людям несерьезными, и фильм «Еще один длинный день» показывает, что это совсем не так. Этот проект дал подросткам возможность откровенно говорить о себе и быть услышанными.Лена Ванина, режиссерЭто кажется довольно странным, но выяснилось, что у многих подростков нет такого человека, которому он может просто рассказать, что с ним происходит. Камера стала для них таким собеседником. Поэтому материал был для нас очень ценным и важным, с одной стороны. А с другой, нам важно было не навредить героям. Не травмировать их, а помочь им.Что посмотреть, чтобы лучше понять подростковЛиля Брайнис, директор фонда «Шалаш»: Один из моих любимых сериалов про подростков — это «Половое воспитание». В нем с большой нежностью и любовью рассказывается о вызовах, которые стоят перед подростками. О том, как они с ними довольно экологично справляются, проговаривают проблемы, ищут ответы, дружат и очень часто выбирают себя.via GIPHYКадр из сериала «Половое воспитание». Источник: giphy.comЕсли говорить о более сложных проектах, то это, конечно, сериал «Эйфория». Но он про теневую сторону подросткового возраста, когда люди совершают отчаянные и деструктивные поступки, и ты все время сидишь и боишься, что же сейчас произойдет. От этого сериала появляется ощущение, что подростковый возраст — это такое минное поле, по которому все бегут, но, возможно, не все смогут его перейти.via GIPHYКадр из сериала «Эйфория». Источник: giphy.comИ еще один хороший сериал — «13 причин почему». Часто подростковый возраст — это период, когда основной задачей человека и основным вызовом для его психики становятся общение, необходимость видеть себя в группе и строить отношения. И этот сериал объясняет, к чему приводят ситуации травли и нездоровых отношений в коллективе.via GIPHYКадр из сериала 13 причин почему». Источник: giphy.comЛена Ванина, режиссер:Я люблю все про подростков. И в этом смысле мировая культура мне сейчас очень помогает. На Netflix постоянно выходят сериалы про young adult. И это очень здорово, потому что и взрослые, и подростки перестают бояться обсуждать темы, в которых они разные и не особенно сходятся.via GIPHYИсточник: giphy.comЧасто это еще и смешно и иронично, как в сериалах «Странные дела», «Половое воспитание» или «Конец этого гребанного мира».via GIPHYКадр из сериала «Конец этого гребанного мира». Источник: giphy.comПри этом много кино сложного, тонкого деликатного, которое и разбирается в подростковых проблемах, и пытается подчеркнуть красоту и сложность этого возраста. Например, великие фильмы «Кальмар и кит» и «400 ударов» Трюффо или «Академия Рашмор» Уэса Андерсона. Или почти все детские фильмы братьев Дарденн — они и сложные, и посвящены социальным темам, но при этом в них куча поэзии и красоты. Ну и конечно, дико смешные фильмы про подростков, в которых сложное подростковое переплетается с комедийным — «Клуб Завтрак», «Маленькая мисс счастье», «Добро пожаловать в кукольный дом» и великий фильм о школе и первой любви «Бум». Хочется верить, что и документальных фильмов о подростках будет появляться все больше и больше.via GIPHYКадр из фильма «Клуб Завтрак». Источник: giphy.comКирилл Кулагин, режиссер:Я обожаю фильмы «Одержимость» про подростка-барабанщика и «Маленькая мисс Счастье» про девочку, которая решила выиграть конкурс красоты. При этом хотелось бы отметить и советские фильмы. Например, гениальный документальный фильм «Волчья стая». А еще «Пацаны» и «Не болит голова у дятла» Динары Асановой — это самое крутое подростковое кино, которое есть на планете.via GIPHYКадр из фильма «Маленькая мисс Счастье». Источник: giphy.comМне кажется что кино о подростках не должно отличаться от кино про взрослых. Очень часто взрослые начинают смотреть на подростков иначе, разговаривать с ними как с детьми. Но подростки ничем не отличаются от взрослых — это очень важно. Эти фильмы устроены ровно по этому принципу. И в нашем фильме важной идеей было то, что мы смотрим на жизнь подростков не глазами взрослых, а глазами их самих.О чем фильм «Еще один длинный день»Этот фильм об опыте взросления, о том, какие «взрослые» переживания и события происходят в жизни подростков и о том, как по-разному с этим справляются герои. В нем можно увидеть, как мало могут знать дети и родители о жизни друг друга и как тяжело бывает говорить на одном языке — доверять и слышать друг друга.Формат фильма, когда подростки сами снимают себя на камеру, помогает посмотреть на их жизнь совсем иначе — увидеть, что у любого их поведения есть причина, и часто оказывается, что родители могут помочь с ней справиться.Лена ВанинаМы столкнулись с тем что в нескольких историях было видно как дети и родители не умеют друг с другом говорить: одни не доверяют другим, дети не доверяют родителям, а родители считают, что детские проблемы — надуманные и на самом деле ничего серьезного в этом нет, и что дети бунтуют без причины. Нам хотелось показать, что бунта без причины все-таки не бывает. И что родители тоже не понимают как реагировать на бунт и поэтому часто просто капитулируют. Это не фильм который ратует за подростков и осуждает взрослых, это фильм, который показывает обе стороны и показывает страхи и сомнения и детей и родителей.«Еще один длинный день» доступен бесплатно на PREMIER. А на сайте фильма можно поближе познакомиться с героями, скачать обои для телефона и стикеры в Телеграме.Еще почитать по теме:«Меня бесит тупая холодность государства и жестокость оппонентов»: как и зачем в России сняли документальный фильм о подросткахКак родителям подростков сохранять спокойствие, когда вокруг столько тревожных новостей? Рассказывает психолог«Дети переживают разочарование в родителях, и это нормально»: психолог объясняет феномен подростковых кумиров [data-stk-css="stk593RC"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: #f4f6f7; border-radius: 20px } [data-stk-css="stkFmUnc"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { margin-top: 12px; margin-bottom: 7px; margin-right: 27px; margin-left: 27px; color: #c0c0c0 } [data-stk-css="stk0EJRt"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 20px 20px 0 0; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkSBBhh"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkl29K9"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px }