Войти в почту

Онлайн-кинотеатрам хотят запретить мат при детях

Онлайн-кинотеатры в России полноценно конкурируют с телевидением, а значит, должны работать по тем же правилам, что и СМИ. Им не позволят показывать официально запрещённый контент, а произведения с маркировкой 18+ должны быть доступны только взрослой аудитории. Законодательное регулирование деятельности онлайн-кинотеатров обсуждали 10 ноября в Общественной палате РФ.

Онлайн-кинотеатрам хотят запретить мат при детях
© Парламентская газета

Роскомнадзор нацелился на Netflix

Общественные организации, в том числе Лига безопасного Интернета, родительские союзы и другие постоянно получают жалобы на деструктивный контент в Интернете, в частности в онлайн-кинотеатрах, рассказала глава Лиги, член Общественной палаты Екатерина Мизулина. Волонтёры вместе со специалистами анализируют содержимое аудиовизуальных сервисов и приходят к выводу, что некоторые произведения влияют на тех, кто их смотрит. Так, в Лиге заметили, что большинство открывавших стрельбу в российских учебных заведениях молодых людей смотрели одни и те же фильмы и сериалы, были увлечены определёнными компьютерными играми.

Подобного рода контент не запрещён, но имеет возрастную маркировку 18+, то есть дети не должны иметь к нему доступа. Однако в жизни всё бывает не так: кино находится в свободном доступе и даже рекламируется с помощью рекомендательных алгоритмов онлайн-кинотеатров и соцсетей. А некоторые платформы, в основном зарубежные, транслируют деструктивный контент без всяких подписок — так, в шаговой доступности он находится на YouTube и в TikTok, отметила Екатерина Мизулина.

С 2020 года Роскомнадзор ведёт реестр аудиовизуальных сервисов, в который сейчас входит около 25 телеканалов и онлайн-кинотеатров с посещаемостью более ста тысяч пользователей в сутки. Но в этом списке нет ни YouTube, ни TikTok, которые хоть и нельзя назвать онлайн-кинотеатрами, но распространяют самые разные видео.

Нет в реестре и крупнейшего мирового кинотеатра Netflix.

Впрочем, по словам представителя Роскомнадзора Евгения Зайцева, ведомство уже начало процедуру его включения.

По мнению Екатерины Мизулиной, все нормы, которые работают по отношению к СМИ и видеотрансляциям, нужно распространить на онлайн-кинотеатры для защиты детей от нежелательного контента. Кроме того, необходимо ввести полную верификацию возраста пользователей.

В онлайн-кинотеатр по паспорту?

В 2020 году аудитория онлайн-кинотеатров в России выросла до 63 миллионов зрителей, следует из данных «ТМТ Консалтинг». Российские аудиовизуальные сервисы конкурируют с телевидением, более того, из ретрансляторов контента они превратились в полноценных его производителей, а значит справедливо применять к ним те же требования, что существуют для СМИ, сказал зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин.

Один из главных вопросов, который, по мнению депутата, нужно решить, связан с эффективной верификацией пользователей по возрасту, это нужно делать «не громоздко и качественно», причём главное — отделить детский контент от взрослого, то есть основная планка отсечения — возраст 18 лет.

«Этот вопрос представители отрасли могут решить самостоятельно, вряд ли здесь нужно дополнительное законодательное регулирование», — сказал «Парламентской газете» Горелкин, комментируя прозвучавшие на круглом столе предложения об авторизации в онлайн-кинотеатрах по профилю на госуслугах или даже по паспорту, как при аренде автомобиля каршеринга.

Онлайн-кинотеатры уже научились разграничивать аудиторию, считает директор по правовым вопросам Okko и Rambler Наталья Булаева. По её словам, многие сервисы уже создали детские профили, а вскоре планируют вводить и подростковые. Правда, доподлинно узнать, кто именно смотрит тот или иной фильм, по-прежнему невозможно, отметил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. «Платный доступ — один из важных барьеров для детей, как и родительский контроль», — сказал он.

Плохого не посоветуют

Ещё одним пунктом регулирования может стать обязанность онлайн-кинотеатров информировать пользователей о работе рекомендательных алгоритмов и при желании их отключать. По мнению Екатерины Мизулиной, детям до 14 лет нельзя подсказывать, какой фильм посмотреть, а также навязчиво рекламировать картины. Более взрослые зрители могут принять решение сами.

До конца года в Госдуму внесут законопроект о работе рекомендательных алгоритмов, сообщил Антон Горелкин. В нём должна появиться возможность их отключения, а также обязанность сервиса объяснять пользователю принцип его работы.

При этом, по словам замдиректора по правовым вопросам ivi Михаила Платова, сервис не навязывает просмотр, а лишь отвечает интересам пользователя, ведь рекомендации формируются по ранее просмотренным фильмам. «Зритель сам выбирает, что смотреть», — сказал Платов.

А вот ругаться в фильме матом и показывать постельные сцены запрещать пока не планируют — без этого зрители не смогут увидеть некоторые шедевры мирового кино. По мнению главы департамента кинематографии Минкульта Светланы Максимченко, никаких ограничений для легального контента с маркировкой 18+ быть не должно. «Усилия по борьбе с запрещённым контентом стоит сосредоточить на пиратских сайтах», — отметила она.

В ассоциации «Интернет-видео» считают, что если в кино присутствует мат, но зритель не хочет его слышать, он должен иметь возможность выбрать соответствующую аудиодорожку. Тогда это точно не оскорбит ничьих чувств.