Войти в почту

«Наконец появился шанс доказать, что я не только урод!» Виктор Сухоруков: вечный «брат» и гений злодейства

Настоящий ночной кошмар для любого актера – стать заложником одной роли. Но одно дело – «застрять» в образе героя-любовника или неуклюжего добряка, а совсем другое – ассоциироваться у зрителей исключительно с бандитами, маргиналами и прочими отбросами общества. Именно в такой ситуации в конце 90-х оказался Виктор Сухоруков. Слава пришла к нему поздно – в 45 лет, после съемок в культовом фильме Алексея Балабанова «Брат» и продолжении «Брат 2». Сухорукову с его специфической внешностью и до этого чаще всего доставались роли злодеев, а после того как он сыграл киллера Виктора Багрова, образ «отморозка» приклеился к нему еще сильнее. Но, к счастью, истинный талант всегда сумеет пробить себе дорогу, и Сухорукову удалось сломать стереотипы. На сегодняшний день в багаже актера множество ярких и запоминающихся ролей: он играл и императора Павла I, и Никиту Хрущева, и Генриха Гиммлера, и Малюту Скуратова, и Лаврентия Берию; перевоплощался в школьного учителя, настоятеля монастыря, шофера, мэра, банкира, пилота, врача – мало российских актеров могут похвастаться такой богатой фильмографией!

«Наконец появился шанс доказать, что я не только урод!» Виктор Сухоруков: вечный «брат» и гений злодейства
© Мир24

Но, как и творческий, жизненный путь актера был в высшей степени непростым. Сухоруков пережил многое: долго мыкался без ролей, от безысходности едва не спился, даже одно время бомжевал. Но в итоге нашел в себе силы выкарабкаться и сделать успешную карьеру в кино и театре. О том, как знакомство с Алексеем Балабановым круто изменило его жизнь, как Сухоруков оказался на улице и ради чего отказался от роли в бондиане – читайте в нашем материале, посвященном 70-летию актера.

«Человек барачный»: «взрослое» детство актера

Будущий актер родился в подмосковном Орехово-Зуеве 10 ноября 1951 года. Витя был старшим ребенком в семье, после него на свет появились брат Саша и сестра Галя. Родители Виктора были простыми рабочими, трудились на ткацкой фабрике. Семья жила очень бедно: вместо собственной квартиры – казарменный барак, где одновременно проживало больше десятка семей. В доме не было не то что шкафа или буфета, но даже банального одеяла – дети спали на ветхом диване, укрываясь пальто. Родители были заняты то работой, то выпивкой, поэтому Витя рано стал самостоятельным и, как старший, взял на себя заботу о брате и сестре.

«Я человек барачный. В казарме, которые построил для рабочих Савва Морозов, хозяин фабрик в Орехово-Зуево, я и вырос: 21-я казарма у железной дороги. И мама моя фабра, и папа мой фабричный человек. И хотя папа учился на отлично, со своим плохим здоровьем он далеко не ушел. И мама, не закончив четырех классов, ушла из этой жизни в 52 года и, проживая в ста километрах от Москвы, в Москве ни разу не бывала», – вспоминал актер.

Невзирая на все тяготы, Виктор рос очень живым и любознательным мальчиком, хорошо учился. Особенно ему нравилась литература – сочинения Сухорукова учителя зачитывали перед всем классом. Свои писательские таланты он применял не только в школе: будучи еще подростком, написал самый настоящий сценарий для приключенческого фильма, а также несколько юмористических рассказов и зарисовок о жизни в пионерском лагере.

Но гораздо больше, чем литература, мальчика привлекало актерское ремесло. Мечта стать артистом посетила его еще в детстве, и все задатки для этого были налицо. Так, Витя виртуозно пародировал известных советских актеров и часто развлекал таким образом друзей и знакомых. От кого-то он узнал, что настоящий актер должен уметь много разных вещей – хорошо петь, танцевать, рисовать и даже заниматься гимнастикой. Но последняя требовала покупки тренировочной формы, а для рисования нужны были краски и альбомы – на все это у мальчика не было денег. Тогда Витя решил записаться на танцы: специальной одежды для них не требовалось, нужно было лишь повторять движения, которые показывал педагог.

Мальчик оказался очень пластичным, и уже во время первого отчетного выступления на него обратил внимание руководитель народного театра. Он пригласил Витю в свою студию, и там Сухоруков впервые почувствовал себя актером.

«Я верил в сказки, сны и всевозможные приметы. И эта вера, возможно, и породила во мне фантазию о каком-то другом мире, которого не было вокруг меня. Но я понимал, чувствовал, что он где-то есть. Когда к нам приезжали на гастроли театры, я бегал на спектакли. Смотрел их, когда была возможность попасть через народный театр. За деньги не ходил, денег у меня не было», – рассказывал Сухоруков в интервью.

Первые роли, алкоголь и жизнь на улице

На свои первые кинопробы он отправился, когда ему было всего 12. Увидел в газете объявление о том, что для съемок в новом фильме требуется ребенок его возраста, и, никому ничего не сказав, поехал покорять «Мосфильм». К сожалению, кастинг Витя не прошел, но от мечты своей не отступился.

После восьмого класса его неожиданно бросило в другую степь: Сухоруков решил стать цирковым артистом. Но и здесь не повезло – не прошел по возрасту, в училище ему предложили сперва закончить хотя бы девять классов. Окончив школу, Виктор Сухоруков вновь отправился покорять Москву. Но его попытка поступить в школу-студию МХАТ провалилась: в приемной комиссии юношу жестко развернули, заявив, что ему никогда не стать актером.

После этого Сухорукову ничего не оставалось кроме как пойти в армию. Отслужив на ракетном полигоне в местечке Капустин Яр (Астраханская область), Виктор устроился электриком на завод, где трудились его родители. Там он проработал два года, а потом все же решил еще раз попробовать поступить в театральное. Со второй попытки ему это удалось: юношу приняли сразу в два места – Щукинское училище и ГИТИС. Сухоруков остановил свой выбор на последнем. Как он признавался впоследствии, на его решение во многом повлиял педагог Всеволод Остальский, который был в составе приемной комиссии. Посмотрев выступление Сухорукова, он сделал в своем блокноте такую пометку: «Он либо ненормальный, либо гениальный!» И даже написанное на единицу (!) сочинение не смутило преподавателя: он заступился за абитуриента перед коллегами и настоял, чтобы его зачислили. Кстати, именно на его курсе Сухоруков и учился ближайшие четыре года.

В 1978 году, окончив ГИТИС, Виктор Сухоруков по приглашению режиссера Петра Фоменко переехал в Ленинград и был принят в труппу Театра комедии имени Н. П. Акимова. Однако там он успел прослужить всего четыре года: говорят, актер уже в то время увлекался спиртным, что вызывало сильное недовольство режиссера, и в итоге его уволили. Правда, сам Сухоруков, хотя и не скрывал своего пагубного пристрастия, утверждал, что проблемы с алкоголем у него возникли гораздо позже.

Следующие четыре года выдались для Сухорукова тяжелыми. Все это время он нигде не играл и почти не снимался, а чтобы хоть как-то прожить, перебивался случайными заработками: работал грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом, некоторое время даже жил на улице. Но в итоге он все же сумел взять себя в руки и вернулся в профессию.

В 1986 году Сухоруков был принят в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Там зрители могли видеть его в таких спектаклях, как «Женитьба Белугина», «Дракон», «Дети райка», «Да здравствует глупость!», «Как вам это понравится», «Стойкий оловянный солдатик» и других. С 1994 по 1995 годы актер служил в Ленинградском государственном драматическом театре «На Литейном». Там он был занят в спектакле «Кремлевские куранты, или приезжайте к нам лет эдак через...», где сыграл Ленина.

В 1995 году Сухоруков вновь пришел в Театр комедии и прослужил там следующие пять лет. Вернулся он уже гораздо более зрелым, опытным и востребованным актером, поэтому ему доставались самые разные характерные роли – от романтиков с тонкой душевной организацией до спившихся врачей-циников. Сухоруков был занят в таких постановках, как «Клавир для начинающих карьеру», «Мой вишневый садик», «Влюбленные», «Деревенская жена» и др. Также зрителям запомнился яркий образ чиновника Замухрышкина в «Игроках», которого Сухоруков сыграл в антрепризе Олега Меньшикова. Кстати, ради этой роли актер отказался сниматься в Голливуде! Создатели фильма о Джеймсе Бонде пригласили Сухорукова на роль очередного злодея и противника агента 007, но артист предложение отклонил. Впрочем, может, и не зря: за то время, что длились съемки фильма, Сухоруков успел поучаствовать в семи постановках.

В период с 2002 по 2012 год актер был занят в различных московских театрах. Так, в Театре эстрады и в «Свободной сцене» он играл Сарафанова в пьесе Александра Вампилова «Старший сын», а в 2011-м году присоединился к труппе Театра имени Моссовета, где был занят в спектаклях «Встречайте, мы уходим», «Р.Р.Р.» и «Римская комедия».

«Играть бандита сложно – ведь в жизни я не такой»

В кино Сухоруков начал сниматься довольно поздно. Его первой значимой киноработой справедливо считается фильм Юрия Мамина «Бакенбарды», вышедший на экраны в 1989 году. Как признавался сам актер, эта комедия об обществе пушкинистов открыла ему дорогу в мир российского кино.

Кстати, во время съемок произошел казус – Сухорукова по ошибке чуть не забрали в милицию. «Снимали у Казанского собора. И вот я декламирую там: «Духовной жаждою томим...» И я читаю, читаю, читаю, народ слушает. И вдруг идет милиция. Настоящие милиционеры, не актеры. А я-то знаю, что меня снимают, и не могу закончить. Они меня взяли с двух сторон и ведут, а я все равно читаю. Но самое любопытное, что народ раскололся на два лагеря. Одни кричат: «Правильно, забирайте его в кутузку!», а другие: «Отпустите мужика. Он дело говорит!» Но все равно меня в кутузку забрали! А я не переживал. Думаю, Мамин-то видел, что меня забрали, спасет! И вот вызволяла меня съемочная группа», – рассказывал Сухоруков.

Но настоящим счастливым билетом для него, конечно же, стало знакомство с режиссером Алексеем Балабановым. Сухоруков не раз говорил: «Своими картинами Балабанов «сделал» меня, а я помог ему». Их первой совместной работой стал фильм «Счастливые дни», в котором Сухоруков сыграл человека без имени.

Но знаменитым Виктор Иванович проснулся после выхода на экраны криминальной драмы «Брат». Эта картина, как и ее продолжение «Брат 2», стала настоящим символом эпохи 90-х и одним из знаковых произведений отечественного кинематографа. Ну а образ брата главного героя, киллера Виктора Багрова по кличке Татарин, надолго привязался к Виктору Сухорукову.

«В «Бакенбардах» я начал, а в «Брате 2» стал популярным. Сколько лет прошло, а мне до сих пор вслед кричат: «Как дела, брат?» Приятно!» – признавался Виктор Сухоруков. Примечательно, что благодаря этой роли узнавать его стали не только на родине, но и за границей.

«Однажды я сделал себе подарок и по случаю юбилея поехал в Италию, где прежде не бывал. Сажусь на лодку, чтобы плыть из Венеции на остров Мурано. И там меня окликает парень из Словении: «Виктор! Я вас узнал. Брат!» Таких неожиданных встреч у меня было много», – говорил актер.

Он отмечал, что роль Багрова далась ему нелегко, поскольку в жизни он совсем не похож на своего персонажа.

«Играть бандита-киллера сложно. Эти люди мне незнакомы, неведомы, я ведь в жизни совсем другой человек: домашний, трусливый, натура нежная, сентиментальная. Но я справился, хотя этот образ – вредный, злой, мистический. К сожалению, мой герой олицетворяет наше время», – рассказывал Сухоруков.

Еще одной заметной работой в сотрудничестве с Балабановым стала роль в фильме «Про уродов и людей» (1998). В этой картине Сухорукову вновь досталась роль крайне нелицеприятного персонажа – подручного хозяина фотоателье (Сергей Маковецкий) Виктора Ивановича. Как впоследствии признавался Сухоруков, он испытывал такое отвращение к этому герою, что работа над ролью погрузила его в глубокую депрессию, в результате которой он крепко запил.

Но несмотря на это, Сухоруков не перестал работать с Балабановым. В 1995 году он снялся в его криминально-комедийном боевике «Жмурки», мастерски исполнив роль продажного «мента» Степана Воронова. Этот фильм стал их последней совместной работой. Но Сухоруков всегда называл Балабанова гением кино и очень глубоко переживал известие о его смерти.

От бандитов – к царям и монахам

Вместе с популярностью к Сухорукову привязалось амплуа злодея. Ему стали постоянно предлагать роли отпетых мерзавцев и негодяев. Но режиссеров, которые приглашали его на съемки, легко понять: даже при небольшом росте и достаточно мелких чертах лица Сухорукову удается выглядеть поистине угрожающе.

Лишь в 2003 году актеру наконец-то удалось снять с себя бремя «бандитских» ролей. Актер снялся сразу в двух исторических фильмах: «Золотой век», где он сыграл Графа Палена, и «Бедный, бедный Павел», в котором Сухорукову досталась роль российского императора.

«Я был очень счастлив, буквально ошарашен этим предложением – я ведь никогда таких ролей не играл! Наконец-то появился шанс доказать, что я не только бритоголовый, не только отморозок, не только урод! Я мог уничтожить этот стереотип, показать свои актерские способности, умение перевоплощаться!» – с упоением рассказывал Сухоруков.

За роль императора Павла I он в 2004 году был удостоен престижной кинопремии «Ника». Еще одним неожиданным перевоплощением Виктора Ивановича стала роль настоятеля Филарета в драме Павла Лунгина «Остров». Этот фильм был тепло воспринят зрителями и критиками и также завоевал множество наград – шесть премий «Золотой орел» и столько же премий «Ника».

Таким образом, за свою продолжительную актерскую карьеру Виктор Сухоруков сумел доказать, что он – универсальный артист. Его Никита Хрущев в сериале «Фурцева» ничуть не менее убедителен, чем Генрих Гиммлер в фильме «Рай» или Малюта Скуратов в сериале «Годунов». Поэтому неудивительно, что Виктор Сухоруков – обладатель множества почетных премий: в его копилке, помимо «Ники», – «Золотой грифон», «Белый слон», «Золотой орел». Также актер награжден орденом Дружбы и орденом Почета и носит звание Народного артиста Российской Федерации.

А вот личная жизнь артиста, увы, не сложилась: Сухоруков никогда не был женат и не завел детей. Но он, кажется, не слишком об этом сожалеет, а от слухов о нетрадиционной сексуальной ориентации со смехом отмахивается. «Не голубой, не импотент и не контуженый» – говорит он о себе. И признается: отказ от семейной жизни стал его жертвоприношением в угоду профессии.