Войти в почту

Алексей Гуськов: «Хочется, чтобы люди об этом узнали»

«Седьмая симфония» - это история об одном из самых невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда...

Алексей Гуськов: «Хочется, чтобы люди об этом узнали»
© Мир новостей

Весна 1942 года. После первой блокадной зимы дирижер Большого симфонического оркестра получает важное правительственное задание - исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным, от оркестра остались всего несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушел на фронт, кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: «Ленинград жив!»

- Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов (актер сыграл главную роль - дирижера Карла Элиасберга, а также выступил в качестве продюсера). Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в блокадном Ленинграде. Но как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего, - признается режиссер сериала Александр Котт. - Наш фильм - это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли.

Исполнители главных ролей играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной - партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля.

- Гобой, на котором я играю, очень сложный инструмент, - говорит актриса. - Я училась правильно держать инструмент, расставлять пальцы, делать вдох и выдох, не фальшивить и правильно передавать настроение. И мне было очень приятно, что мои партнеры помогали мне в этом. Вообще, несмотря на такую сложную тему, у нас была очень светлая атмосфера на площадке. За время съемок мы действительно стали настоящим оркестром, одним целым. Наше кино сделано очень деликатно и тонко, с уважением к каждому персонажу. Каждый из них прошел свой путь к исполнению Седьмой симфонии, который был полон боли, потерь и страданий. Нам хотелось, чтобы люди узнали имена тех, кто, может, и не держал оружия, и не был на передовой, но при этом совершил равноценный подвиг.

Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра в российско-французской картине «Концерт». Однако перед съемками «Седьмой симфонии» Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко.

- Дирижер Карл Элиасберг был абсолютно человеком искусства, ничего другого не понимал, - рассказывает Алексей. - Готовясь к съемкам, я читал воспоминания о нем Евгения Светланова и других дирижеров, мы с режиссером Сашей Коттом даже ездили в гости к племянницам Элиасберга, которые хорошо помнили дядю и поделились своими воспоминаниями. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки», - это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою. Мне кажется, подвиг Элиасберга незаслуженно недооценен. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нем и низко ему поклонились.

Кстати, дата премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде была выбрана не случайно: есть сведения, что на 9 августа 1942 года приказом Гитлера был назначен парад победителей на Дворцовой площади. Офицерам вермахта даже раздавали пригласительные на торжественный банкет в ресторане гостиницы «Астория», которую, как говорили ленинградцы, ради такого случая фашисты не бомбили. Как вызов врагу именно на этот день в Большом зале Ленинградской филармонии был объявлен исторический концерт. В день премьеры симфония Шостаковича транслировалась по радио. Из уличных громкоговорителей ее слушали жители Ленинграда и его защитники. Концерт длился 80 минут. И ни одна бомба не помешала легендарному исполнению Седьмой симфонии.

- Для меня как для каждого ленинградца или петербуржца эта история особенная, очень личная, очень болезненная, - говорит Елизавета Боярская, которая сыграла флейтистку Веру Преображенскую. - Потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась блокада. Когда участвуешь в таком важном и ответственном проекте, хочется рассказать о тех событиях максимально честно, с уважением и пиететом, действительно вложить в это часть своего сердца...

Ксения Позднякова.

Фото: «РОССИЯ-1»