Дэймон и Аффлек о "Последней дуэли": мы почувствовали, что снова можем поработать вместе

На этой неделе в прокат выходит историческая драма Ридли Скотта "Последняя дуэль". Картина рассказывает о последней легальной дуэли во Франции, обстоятельства которой до сих пор вызывают споры у историков. По сюжету нормандский рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) возвращается с войны домой, где его жена Маргарет (Джоди Комер) заявляет ему, что ее изнасиловал его сосед и соперник Жак Ле Гри (Адам Драйвер). Карруж просит своего соверена Пьера д’Аленсона (Бен Аффлек), чтобы тот наказал Ле Гри, но тот ему не верит, впрочем, как и все остальные. Тогда рыцарь обращается к королю Франции, который постановляет, что спор должен разрешиться в честном поединке.

Дэймон и Аффлек о "Последней дуэли": мы почувствовали, что снова можем поработать вместе
© ТАСС

Все события фильма показаны с трех точек зрения — Карружа, Ле Гри и Маргарет. Мэтт Дэймон и Бен Аффлек не только сыграли в фильме, но и написали сценарий вместе со сценаристкой Николь Холофсенер. Это первая совместная работа Аффлека и Дэймона со времен фильма "Умница Уилл Хантинг", который вышел на экраны в 1997 году. В интервью ТАСС сценаристы и актеры рассказали, почему они решили объединить силы впервые за двадцать лет, каково им было работать с Драйвером и Комер, и поделились секретом столь долгой дружбы и успешной карьеры.

— Вы так давно не работали вместе, а ваш последний совместный сценарий — это и вовсе "Умница Уилл Хантинг". Почему вы так долго ждали, чтобы снова объединить свои силы?

Дэймон: Я часто вспоминаю фильм "Благодетель" Фрэнсиса Форда Копполы, в котором я снялся 25 лет назад. Это прекрасный фильм, я очень тепло вспоминаю его и работу с Копполой, и это до сих пор одна из важнейших картин в моей жизни. Мне повезло наблюдать за работой Копполы, он был очень добр ко мне. В конце съемок я сказал ему, что работа на этом фильме — одно из самых важных событий в моей жизни, я поблагодарил его и сказал: "Надеюсь, когда-нибудь мы снова поработаем вместе". Он посмотрел на меня и ответил со всей вежливостью: "Я тоже". И потом я подумал, что даже легендарные актеры из его знаковых фильмов до сих пор "переваривают" истории, которые попадаются на их пути, над которыми они работают. Иногда вы можете собраться вместе и сделать что-то, и это что-то сработает, но, как говорится, насильно мил не будешь, и нужно реагировать на то, что дает тебе жизнь.

Например, когда Бен режиссирует фильм, я смотрю на какие-то отрывки из него, мы их обсуждаем, поэтому у меня все равно есть ощущение, что я участвую в его проектах. Однако в целом просто нам не выдавалось идеальной возможности, чтобы поработать вместе.

— Что такого особенного в этой истории, что она привлекла вас обоих?

Аффлек: Суть феминизма состоит в том, что женщина и мужчина равны. Мне эта мысль кажется очевидной. И в этой истории меня привлекла возможность рассказать про невероятно сильную героиню, которая сталкивается с ужасной несправедливостью и при этом способна сохранить свою целостность и остаться верной своим принципам. У нее хватило смелости отрицать культурные ценности и социальные нормы своего времени и настаивать на своих правах. Это действительно героическое поведение. При этом меня очень задела довольна простая природа этого персонажа.

Дэймон: И весь смысл в том, что мы анализировали систему в целом. Это не просто один плохой человек, с которым столкнулась Маргарет, это целая система, которая угнетала эту женщину с самого рождения.

— Я уже спрашивала Ридли Скотта, как вы подбирали актеров, и он дипломатично увильнул от ответа. Теперь попробую спросить вас: почему именно Джоди Комер и Адам Драйвер и как вам было с ними работать?

(Начинают перебивать друг друга.)

Аффлек: Прекрасно!

Дэймон: Невероятно! Как сценарист я не могу представить себе актеров лучше, чем Драйвер и Комер. Когда актеры настолько хороши, у тебя возникает особое чувство. И нам повезло испытать это уникальное чувство на наших прошлых проектах с Робином Уильямсом, Минни Драйвер, Стелланом Скарсгардом, Кейси Аффлеком. Эти актеры выводят твой сценарий на совершенно новый уровень. И я могу смело сказать, что Адам и Джоди в списке моих любимых актеров. И я влюбился в них окончательно, когда наблюдал, как они воплощают мою задумку в жизнь.

Аффлек: Да, совершенно очевидно, что они хорошие актеры, но они оба оказались еще очень добрыми и чуткими людьми. Я очень рад, что нам удалось заполучить их в наш фильм.

— Каково было писать сценарий вместе сейчас по сравнению с тем, когда вы работали над "Умницей Уиллом Хантингом"?

Аффлек: На этот раз нам было гораздо проще, потому что мы стали намного опытнее. Со времен "Умницы Уилла Хантинга" мы успели поработать на сотне фильмов, мы работали с кучей потрясающих режиссеров и актеров, и мы смогли использовать этот опыт. И у нас был шанс не только посмотреть на работу других, но и показать им свою и услышать их ценные, мудрые советы, которые можно получить только от людей, которые делают свое дело на высшем уровне.

— Многие еще после публикации трейлера заметили, что у ваших героев довольно забавные прически. Как вы на них согласились?

Аффлек: На самом деле мы очень внимательно отнеслись к нашим прическам, потому что с помощью них мы хотели выразить несколько своих идей. Визуально для моего героя прическа подчеркивала его благородное происхождение, была свидетельством его силы, принадлежности к правящему классу. И он блондин, потому что мы хотели отразить, что у него есть скандинавские корни.

Дэймон: Что касается моего персонажа, он такой парень, который только и делает, что воюет, поэтому, сами понимаете, прически его не очень волнуют. Он просто берет нож и обрезает им волосы по бокам, чтобы шлем легко надевать. В общем, так у нас и возникла идея для прически.

— Мэтт, вы недавно в Канне представляли фильм "Тихий омут", теперь вы вместе представили в Венеции "Последнюю дуэль". Каково было возвращаться к активной социальной жизни после затяжной пандемии и вместе красоваться на красной дорожке?

Дэймон: Мне очень приятно, что мир пытается вернуться на круги своя, но в общем, главное удовольствие для меня — это иметь возможность работать, этот процесс для меня бесценен. И в общем, фестивали и красные дорожки — это часть этого процесса, но не могу сказать, что мы такие звоним друг другу и говорим: "Хей, пора бы нам вернуться на красную дорожку!" Это так не работает. Нас мотивирует сильная история, и нам важно было вместе понять, как лучше ее рассказать.

Аффлек: Если уж мы говорим о мире, который восстанавливается после ковида… Моя дочь знает французский язык, и вот этим летом мы с ней вместе полетели в Париж, и это был лучший опыт в моей жизни. Мне так было приятно, что она переводит для меня с французского, проводит для меня экскурсии по музеям. Это было невероятное счастье и неповторимый жизненный опыт.

— "Последняя дуэль" — серьезный исторический фильм, и костюмированные драмы для вас обоих, в общем-то, не очень типичны. Каково было работать над таким проектом и важно ли было для вас сделать его исторически достоверным?

Аффлек: Нам было очень важно, чтобы фильм получился реалистичным. Например, если взять французский язык, то в то время он очень сильно отличался от того, на котором разговаривают современные французы. Поэтому, естественно, нам нужно было найти какой-то компромисс. Мы хотели сделать фильм, который бы реалистично отличался от нашего времени и при этом был бы доступен для современной аудитории, чтобы он вызвал в ней эмоции. Очень многое мы заимствовали из книги Эрика Джагера, на которой основан фильм. Она содержит реальные исторические факты, реальные слова, которые произносили участники этих событий. Это, в общем, большая помощь, которую мы нашли в этом источнике. Ну и также это вопрос элементарной дисциплины и контроля, когда ты пишешь сценарий. Например, следить за тем, чтобы где-нибудь не проскочило сокращение (имеются в виду сокращения по типу don’t вместо do not — прим. ТАСС). Нужно постоянно бороться с соблазном использовать современную речь. Но мне очень понравилось, это было совершенно новый опыт.

— Вы уже так долго работаете в кино. Что мотивирует вас идти дальше и создавать новые проекты?

Дэймон: Я думаю, мы всегда хотели снимать кино, еще в детстве. Мы много об этом говорили, и это дало стимул нашей жизни. В этом году я был в Австралии, и там я видел рисунки, целые картины на стенах пещеры, которым 18 тысяч лет. По сути, люди всегда рассказывали истории, кто-то запечатлевает чей-то опыт, чтобы его увидели другие. Мне кажется, это самый естественный и базовый импульс человека. Это лучший способ, чтобы поделиться друг с другом своим опытом, и прекрасный инструмент для того, чтобы вызвать у людей сочувствие и участие. И в общем, мы как-то естественно сошлись на том, что хотим посвятить этому все свое время и силы, когда мы еще были совсем молодыми. И с тех пор ничего не изменилось.

Беседовала Тома Ходова