Тарантино, Кубрик и еще 5 режиссеров, укравших культовые сцены своих фильмов у других

Безусловно, Тарантино, Кубрик, Земекис и другие выдающиеся режиссеры являются непревзойденными гениями. Но даже гении иногда копируют друг у друга. Вспоминаем самые яркие примеры заимствований в кино и сравниваем непревзойденный оригинал с его копией.

Тарантино, Кубрик и еще 5 режиссеров, укравших культовые сцены своих фильмов у других
© WMJ.ru
Фильм «Бешеные псы»
Кадр из фильма «Сияние»
Фильм «Напролом»
Фильм «Покидая Нью-Йорк»
Фильм «Напролом»
Кадр из фильма «Безопасность прениже всего!»
Кадр из фильма «Назад в будущее»
Фильм «Криминальное чтиво»
Фильм «Покидая Нью-Йорк»
Фильм «Покидая Нью-Йорк»

Квентин Тарантино

«Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Однажды в… Голливуде»: чем восхищают фильмы Квентина Тарантино

Тарантино является культовым американским режиссером, в чьей копилке личных достижений две премии «Оскар», несколько «Золотых глобусов» и Пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля. Путь Квентина к успеху начался с выходом на экраны его дебютной полнометражной работы — криминального триллера «Бешеные псы». Сегодня эта картина считается настоящей классикой, но мало кто знает, что фильм является почти что аналогом боевика «Город в огне» режиссера Ринго Ламы.

Понятно, что Тарантино сильно переосмыслил оригинальный сюжет азиатской истории, но при этом раскидал по своим «Бешеным псам» немало отсылок к старшему брату. Сюжет «Города в огне» построен на истории полицейского под прикрытием, который внедряется в банду грабителей ювелирных магазинов.

Образ двуликого главного героя централен и в версии Квентина. Более того, Тарантино в одной из самых знаменитых сцен фильма воспроизводит и эпизод из «Города в огне», в котором герои выстраиваются в «мексиканскую дуэль», нацеливая оружие друг на друга.

Люк Бессон

Боевик Люка Бессона «Напролом», вышедший в 2012 году, оказался идентичен сюжету культовой картины Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» с Куртом Расселом в главной роли. Бессон в своем фильме рассказывает историю ошибочно осужденного героя, который взамен на свободу пытается спасти дочь президента США. В картине Карпентера герой Рассела — тоже бывший осужденный — заключает сделку с высшим руководством страны.

Критики сразу же заметили сходство между двумя фильмами и обвинили Бессона в краже сюжета. Журнал Box Office в свое время даже называл фильм «Напролом» «хитрой и бесстыдной подделкой». Автор оригинала Карпентер тоже не остался в стороне. Режиссер потребовал компенсацию в размере 2 миллионов евро, заявив, что его фильм был скопирован. Суд обжаловал его решение и обязал Бессона выплатить 85 000 евро компенсации.

Стэнли Кубрик

Знаменитая сцена «Сияния», в которой герой Джека Николсона рубит топором дверь ванной комнаты, была позаимствована Кубриком из шведского фильма «Вoзница» 1921 года. К слову, режиссер «Вoзницы» Виктор Шестрем, в свою очередь, также вдохновлялся работой другого постановщика — лентой Дэвида Гриффита «Сломанные побеги», снятой за три года до этого.

Для фильма Кубрика этот эпизод оказался настолько определяющим, что кадр из него даже попал на постер и остался в памяти нескольких поколений зрителей. В книге Стивена Кинга главный герой Джек должен был вышибать дверь молотком, но Стэнли решил, что топор выглядит более угрожающе, и пошел путем своих предшественников Шестрема и Гриффита.

Уэс Андерсон

Стоит отметить, что Кубрик не только сам заимствовал у старшего поколения, но и стал источником вдохновения для последующих кинематографистов.

Например, Уэс Андерсон не копировал конкретные сцены своих коллег, но сформулировал авторский почерк на работах Кубрика. В частности, он перенял манеру работы с перспективой в кадре. На YouТube есть немало видеоэссе о сходстве режиссерской оптики обоих постановщиков: от дотошной выверенности симметрии кадра до движения камеры.

Вадим Перельман

«Пропавшая» — неудачный мистический детектив от номинанта на премию «Оскар»

«Дом из песка и тумана» — сильная человеческая драма режиссера Вадима Перельмана. Герои фильма в исполнении Дженнифер Коннели и Бена Кингсли начинают вести ожесточенную борьбу за дом, с которым у каждого из них связаны свои воспоминания и мечты. Их экранное столкновение оборачивается страшной трагедией, а одна из самых запоминающихся сцен картины — финальный эпизод, в котором главная героиня стоит в одиночестве на ветхом мосту.

Иронично, что эта же сцена с участием Коннели была показана в драме Даррена Аронофски «Реквием по мечте». Более того, раньше всех эту идею воплотил на экране — и вновь с героиней Коннели — режиссер мистического детектива «Темный город» Алекс Пройас.

Роберт Земекис

Есть фильмы, которые не только не стареют, но как будто бы становятся с каждым годом только лучше. К их числу относится и знаменитая трилогия Роберта Земекиса «Назад в будущее». В одной из самых запоминающихся сцен первой части главный герой — чудаковатый профессор Эммет Браун — повисает на городских часах.

Эта сцена — прямой оммаж эпизода классического немого фильма 1923 года «Безопасность прениже всего!». В нем неуклюжий герой Гарольда Ллойда из-за собственной неосторожности повисает на стрелке огромных городских часов. Земекис, который обожает черно-белое кино, намеренно повторил знаменитую сцену, делая реверанс в сторону кинематографистов, на чьих работах вырос как зритель и как автор.

Брайан Де Пальма

Криминальная драма Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые» — ремейк одноименного сериала 1960-х годов. Несмотря на наличие старшего телевизионного брата, режиссер привнес в ленту знаменитые сцены из других полнометражных картин.

Например, эпизод с перестрелкой и катящейся вниз по лестнице коляской с младенцем — это реверанс в сторону знаменитой сцены из фильма «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Примечательно, что в сценарии «Неприкасаемых» этой сцены изначально не было. Ее решил сделать сам Брайан Де Пальма уже во время съемочного процесса, чем спровоцировал немало споров с боссами киностудии. В итоге постановщик сумел отстоять себя и эпизод был снят.

Фото:Kinopoisk.ru; IMDB.com