Предсказавший Победу: 120 лет со дня рождения кинорежиссера Ивана Пырьева

Иван Грозный советского кинематографа – так называли кинорежиссёра Ивана Пырьева за его характер. А еще за неутомимую энергию, благодаря которой он пополнил золотой фонд многими фильмами. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Пырьева. Корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Ширяева встретилась с артистами, которым посчастливилось поработать с мэтром.

Эксклюзивные кадры. Пырьев на экране, хотя всегда был за ним. Учился у Мейерхольда и Эйзенштейна, пока не нашел свой жанр – народную комедию. Такой стала «Богатая невеста».

Задорный фильм с восторгом встретили зрители, как и другие картины Пырьева – «Трактористы», «Свинарка и пастух».

«Мы друг друга нигде не забудем. Мы с тобой подружились в Москве».

В 1941-м Пырьев был эвакуирован с коллегами в Алматы. Столица Казахской ССР находилась далеко от линии фронта. Там режиссер снял фильм «Секретарь райкома» – героическую драму о партизанах.

«Приходилось снимать по ночам, потому что павильоны студийные не отапливались днем. Электроэнергию только ночью подавали, а днем на нужды промышленности все шло», – рассказал киновед Андрей Апостолов.

Затем был мюзикл «В шесть часов вечера после войны». Режиссёр показал, какой будет радость от Победы – со счастливыми людьми и праздничным салютом. Творческое предсказание сбылось.

После войны Пырьев продолжал «приближать будущее». В 1950 году, когда страна ещё оставалась в руинах, на экраны вышел фильм «Кубанские казаки». В нем безмятежные люди на фоне изобилия. Это вселяло в зрителей уверенность, что так и будет.

Фильм «Сказание о земле Сибирской» сняли в 1948 году. Вере Васильевой тогда было 22. Еще неопытная актриса на экране проживала все по-настоящему. Смеялась, плакала и даже любила партнера по фильму Владимира Дружниккова. Сфальшивить было нельзя.

«Он был грозный. Его боялись все. Он мгновенно реагировал, если кто-то отвлекался. Он мог грозно спросить: а вы куда смотрите? Ему отвечали: вот туда. «А куда надо? А почему не делаете? Набрали всяких бездарей». В общем, был Иваном Грозным», – вспоминает Вера Васильева.

Так его называли в киношных кругах. Но актеры, которые снимались у «великого и ужасного», получали Сталинские премии и становились звездами. Такой стала и Марина Ладынина, его муза.

«Каким ты был, таким остался, орел степной, казак лихой».

В России не так много памятных мест, связанных с Иваном Пырьевым. Есть небольшой бюст на родине режиссера в Алтайском крае. В Москве есть улица Пырьева. Она берет свое начала от здания «Мосфильма». В 50-х годах прошлого столетия Иван Пырьев возглавил киностудию.

Пырьев развернул гигантскую стройку павильонов «Мосфильма». При нем снимают больше фильмов, открываются режиссерские курсы. Благодаря его усилиям был создан Союз кинематографистов.

«Сколько людей он привел в кинематограф, все поколение от Чухрая до Гайдая. Они благодарили Пырьева за то, что он их привел в кино и на «Мосфильм». Он отыскивал таланты, тех, кто мог работать в комедии, так он открыл Рязанова», – отметил кинокритик, киновед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Армен Медведев.

В конце жизни Пырьев взялся за творчество Достоевского. Снимает «Идиота», «Белые ночи», «Братьев Карамазовых» доснимали уже без него. Эти кадры на съёмочной площадке оказались последними. Великий режиссер умер в 67 лет. Но его навсегда запомнили азартным, страстным и сильным. Таким, как его кино.