Писатель, соавтор знаменитого режиссера Эльдара Рязанова. Драматургу Эмилю Брагинскому сегодня исполнилось бы 100 лет. Благодаря их тандему родились шедевры отечественного кинематографа: «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Вокзал для двоих», «Служебный роман». Подробнее –корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
«Кто свидетель?». – «Я! А что случилось, что?».
Эта фраза из фильма «Берегись автомобиля» ушла в народ, как и многие другие, придуманные Эмилем Брагинским. Он обладал особым талантом писать яркие диалоги. Его соавтор – Эльдар Рязанов – воплощать их на экране. «Успех для двоих» продолжался 35 лет.
«Я ему говорю, Герка, возьми сто грамм! А он говорит: сто грамм не стоп-кран, дернешь, не остановишься!».
Они называли себя Эмик и Элик. Коллеги по цеху удивлялись, как это у них получается дополнять друг друга, находить свой «зигзаг удачи». Диванное творчество: один полулежа диктовал, второй записывал за столом. И жесткое понятие вето. Если кому-то не нравился эпизод, его просто убирали. без лишних обсуждений. Хотя не всегда это получалось.
«Мы иногда спорим, орем. Жена его Ирма, иногда кричит: что вы там, как бараны орете! Ругала нас. А мы кричали друг на друга, не соглашались. А потом находили решение сцены или реплики и писали дальше», – вспоминает кинорежиссер, сценарист, драматург Виктор Мережко.
Тихий и скромный Эмиль мог бы стать врачом, как и его родители. Но доучиться на медицинском помешала война. Студента-медика Брагинского направляют в госпиталь. После войны он не стал доучиваться, окончил юридический. Потом делал спортивные репортажи для газеты. Редакторам нравился живой слог Брагинского. В 1946-м его пригласили работать в модный журнал «Огонек».
«Что, сгорел?». – «Отравился. Раскусил ампулу с ядом».
«В квадрате 45» – первая работа Брагинского в кино. Хотя он уже пишет пьесы для театров. Фильм получился проходным, Эмиль пока еще не нашел свой жанр и своего режиссера. С Рязановым они стали работать в 1963-м – над сценарием «Берегись автомобиля», который цензоры тут же положили в стол. Где воспитательный фактор? Вор – главный герой! А в журнале «Молодая гвардия» – напечатали. Читатели были в восторге, критики тоже. Только после этого цензура дала добро на съемки.
«Это ваша машина?». – «Нет». – «Но вы шофер?» – «Нет, нет». – А что ж вы тогда здесь делаете?». – «Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете!».
В сентиментальном образе Деточкина – Дон Кихот и князь Мышкин. После такой кинематографической удачи тандем «Эмик и Элик» выпускает один киношлягер за другим. «Старики – разбойники» – опять про честных грабителей. И снова – успех.
«Унести самого Рембрандта, чтобы никто не заметил – наглая клевета на наш музей!».
Единственной неудачей соавторы считали «Невероятные приключения итальянцев в России». Они написали трогательную историю любви итальянки и советского милиционера. Но заграничным продюсерам нужна была погоня, драки и спецэффекты. Позор, оплаченный валютой, так называл этот фильм Брагинский. Хотя зрители оставались в восторге: только за первый год проката фильм посмотрели 50 миллионов жителей СССР.
«Отец этот фильм не любил, он считал, что это не их картина. Картина, которая выходит из ряда их совместного общего видения и творческого понимания», –рассказал сын Эмиля Брагинского Виктор Брагинский.
Рязанов и Брагинский не были близкими друзьями. Скорее, коллегами.Но именно знаменитый режиссер быстрее всех примчался, когда у Эмиля Вениаминовича случился первый инфаркт в 1975-м. Еще не вышла на экраны культовая «Ирония судьбы». Сценариста ждали два с половиной десятилетия плодотворной работы в кино и в литературе. Его любимые персонажи – лирические герои советской действительности – навсегда в истории отечественного кино.