Изысканная пытка или одна из находок «Кинотавра»? В прокат выходит «Медея» Зельдовича

В прокат выходит новый фильм режиссера Александра Зельдовича «Медея», древнегреческая трагедия на современный лад. Впервые в России его показали в сентябре в Сочи. Там мнения критиков о достоинствах ленты разошлись.

Изысканная пытка или одна из находок «Кинотавра»? В прокат выходит «Медея» Зельдовича
© BFM.RU

Александр Зельдович выпускает фильмы раз в десять лет, но каждый из них считается событием. Как известно, он любит называть свои картины на букву «м»: «Мишень», «Москва», над которыми он работал вместе с Владимиром Сорокиным. Теперь «Медея».

Режиссер говорит, что написал сценарий на одном дыхании за 12 дней. Безымянная главная героиня, которую играет Тинатин Далакишвили, без ума от своего богатого мужа, еврея в исполнении Евгения Цыганова. Его персонаж — некий обобщенный успешный мужчина со всеми возможными достоинствами и очевидными слабостями. Пытаясь доказать любовь, женщина убивает и собственного брата, и своих детей. А еще занимается сексом с каждым встречным, что часть публики на «Кинотавре» повергло в недоумение. О концепции рассказывает режиссер Александр Зельдович:

Александр Зельдович режиссер «Медея» возникала не из-за названия, хотя, возможно, это такое счастливое совпадение. У меня была некая потребность снять кино про страсть, про вожделение в широком смысле. Это про направленную человеческую чувственную энергию. Я думаю, что мы сейчас переживаем довольно серьезный антропологический сдвиг: соотношение и роли полов меняются. Женское как бы «выплывает» на поверхность, как материк из океана. Поэтому мне хотелось снять [кино] про женщин, про которых я, несмотря на свой уже не подростковый возраст, по-прежнему ничего не понимаю. Они таинственны, а задача кинематографа — передавать зрителям ощущение того, что мир по-прежнему непонятен и таинственен. Медея таинственна, она рационально непостижима. Это немножко роуд-муви: она выбирает себе этих партнеров, для нее это способ забыться, потому что она все-таки испытывает чувство какого-то гнетущего одиночества. Ей больше не на кого это выплеснуть. Она любит другого, но не может быть с ним. Поэтому она вынуждена быть с тем, кто под руку подворачивается».

На «Кинотавре» фильм взял приз только за лучшую оригинальную музыку: ее написал Алексей Ретинский, а исполнил оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Во время просмотра иногда хотелось закрыть глаза и просто слушать. Хотя картинка тоже впечатляющая: снимали в Израиле на более чем 35 локациях.

Поэтому фильм очень дорогой, он снят при поддержке Романа Абрамовича и Сергея Адоньева. На последнем этапе инвестором стал Леонид Блаватник. На Сочинском фестивале эта откровенная история была одной из самых обсуждаемых и вызвала противоречивые мнения, продолжает кинообозреватель Forbes Иван Афанасьев:

Иван Афанасьев кинообозреватель Forbes «С одной стороны, это несколько мизогинная история, потому что это мужской взгляд на женскую месть. С другой стороны, феминистическая: женщина решается на бунт против мужчины. Но в данном случае я не увидел никакого бунта, я увидел только желание режиссера показать сошедшую с ума от любви девушку, которая пускается во все тяжкие. Есть, разумеется, люди, которые вышли совершенно впечатленными, говорят, что это великое исследование женской психологии. Это, как и все предыдущие фильмы Зельдовича, достаточно претенциозное кино: некий простой сюжет заделан на мифологию и, если позволите, на осмысление чего-то глобального. У него до этого была, например, «Мишень» — это кино про человечность. «Москва» — это про энергетику большого города».

Мировая премьера «Медеи» состоялась летом на фестивале в швейцарском Локарно. Там фильм получил приз молодежного жюри с формулировкой «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики».