Открыть для себя музыку: интервью с автором проекта «Час пробил!» Андреем Логиновым
В основе спектакля «Час пробил!» лежит непосредственно произведение Стравинского «Погребальная песнь». Случайно уникальные ноты российского композитора нашли в библиотеке петербургской консерватории в папке под грифом «Списано». Андрей Логинов представил историю взаимоотношений двух гениев в художественной форме, которая и легла в основу музыкально-литературного спектакля. В его создании приняли участие режиссер Александр Сокуров, дирижер Михаил Голиков и продюсер Виолетта Пригожина. В кулуарах пресс-конференции в Доме Журналиста корреспондент «Слово и Дело» пообщался с Андреем Логиновым об искусстве, находке партитуры «Погребальной песни» и грядущей премьере спектакля.
– Андрей Алексеевич, расскажите о проекте «Час пробил!»: как он создавался и каким образом эта история дошла до вас?
– В 2015 году случайно нашли эти ноты Стравинского, потерянные более ста лет назад и считавшиеся исчезнувшими. Их нашли случайно, когда переезжала Консерватория. Эта уникальная находка меня заинтересовала. Я написал новеллу.
В первую очередь, это произведение об учителе и ученике, о великих, ярких композиторах XX века. Конечно, мне хотелось, чтобы вместе с литературной частью, звучала музыкальная часть, ведь я написал о композиторах. Именно поэтому этот проект получился. Мы его осуществили благодаря поддержке фонда «Краски жизни» и продюсера Виолетты Пригожиной.
– Каким проект увидят зрители?
– Это литературно-музыкальный спектакль, в основе которого лежит моя новелла и подобран музыкальный ряд композиций — очень ярких, интересных, гармонично вписывающихся. Именно поэтому спектакль получился очень цельный, не просто чтение текста под музыку. Актеры очень хорошо и грамотно читают текст, очень синхронно работают с музыкой. С художественной точки зрения, произведение интересное. Премьера состоится в Петербургской филармонии им. Шостаковича 24 ноября.
– Вы упомянули, что для вас это довольно личная история о взаимоотношении ученика и учителя. Кто ваш учитель?
– У меня несколько учителей. Но очень многое мне дал как профессионалу и как человеку мой учитель и большой друг Александр Сокуров. Он является куратором и координатором нашего проекта. За советом я обращался именно к нему. Он давал мне актерские и режиссерские рекомендации, а также посоветовал дирижера, за что я ему очень благодарен.
– Кто ваш любимый композитор?
– Сегодня Игорь Стравинский.
– Кстати, Андрей Алексеевич, сегодня в интернете нет ни одной качественной записи произведения «Погребальная песнь» Игоря Стравинского. Планируется ли профессиональная запись?
– Когда рукопись нашлась, наследники Стравинского сразу заявили о своих правах. Они волнуются о произведении, оберегают его. И тем отраднее, что мы обратились в Лондонское музыкальное издательство и нам пошли навстречу. Дали эти ноты и право прозвучать. С точки зрения тиражирования, мы будем вести отдельные переговоры. Но, во всяком случае, спектакль будет поставлен, а потом будет снята хорошая копия, которая появится в продаже.
– Как автор, пока вы работали над произведением, чему вы научились, к чему пришли, что нового для себя открыли?
– Открыл для себя, что музыка – это такой прекрасный мир! Я понял, как многому еще предстоит научиться. Открывать и открывать для себя музыку.
– И финальный вопрос. Вы мастер спорта по единоборствам, но как вы пришли к искусству. Как вы нашли эту связь?
– Дело в том, что я мастер восточных единоборств. А восточные единоборства – это скорее искусство, чем спорт. А коль это искусство, значит это умение выразить себя. Речь идет о гармонии – о духовном и физическом. Коль скоро я занимался именно восточными единоборствами, то работал именно над гармонией, над духовной составляющей. Так я открыл для себя мир литературы. Захотелось что-то написать, воплотить. И это получается.