Правоохранение «в одном флаконе»
- Сейчас тебя будем судить. Я главный судья королевства. - Требую прокурора! - Я и прокурор. - Дайте мне хоть адвоката! - Ты будешь смеяться, но адвокат тоже я.
В фильме «Старая, старая сказка» королевство было маленькое, и королю все приходилось делать самому. Нынче тоже такое бывает.
Группа юристов, по слухам, сотрудничающих с аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова, затеяла проект, который выглядит почти фантастическим. Они захотели вернуть принцип состязательности в уголовное судопроизводство и подготовили два комплекта бумаг. Один описывает реальные сегодняшние проблемы в этой сфере, другой указывает, что нужно менять.
И в экспертном, и в адвокатском сообществе сходятся во мнении, что сегодня в России сформировалась сверхрепрессивная и абсолютно обвинительная система уголовного судопроизводства и между официальным обвинением и судом давно напрашивается знак равенства. Дескать, они хорошо устроились «в одном флаконе» - возможно, даже без предварительного сговора - и дружно бьются против обвиняемого и его адвокатов.
Синдром всевластия и безнаказанности поразил нашу судебную систему, возвел в высшую истину не закон, а волю начальства. Поэтому фактически бесправными в судебных разбирательствах оказываются даже адвокаты.
Помнится, обвинение напрочь игнорировало алиби сына известного депутата-оппозиционера, который в момент преступления был на другом конце Москвы, на банкете в присутствии видеокамер и десятков людей. Сколько таких эпизодов?!
Следователи всегда могут отказать защите в допросе важных свидетелей или в проведении следственных действий, которые могут оправдать обвиняемого. И у адвокатов нет процессуальных рычагов для обжалования таких решений. Кроме того, «по надуманным и необоснованным основаниям следователи и дознаватели применяют подписку о неразглашении данных», что существенно ограничивает право на защиту. Описывать этот беспредел можно, увы, бесконечно.
Вице-президент Палаты адвокатов Самарской области Дмитрий Тараборин считает, что существующие проблемы - это «результат глобального системного сбоя в виде отсутствия в России независимого правосудия. И пока суд не перестанет воспринимать себя продолжением правоохранительной системы, призванным бороться с преступностью, способ обойти любые требования закона всегда будет найден».
Действительно, в ст. 123 Конституции прямо сказано: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Разве это мешает злоупотреблениям?!
Поэтому эксперты призывают уже не исправлять - улучшать судебное законодательство, а провести полноценную судебную реформу. Если, конечно, разрешат.
Лаврентий Павлов.
Фото: кадр из фильма