Первым делом космос. Как СССР создал жанр научной фантастики в кино и заразил этим весь мир

Марина Аброшина
Первым делом космос. Как СССР создал жанр научной фантастики в кино и заразил этим весь мир
© Lenta.ru

Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

В советские времена многие режиссеры пытались прикоснуться к миру фантастики, ведь космос должен был стать нашим не только по факту, но также в кино и литературе. И если изобразить параллельный мир на бумаге было не самой сложной задачей, хоть и требовало наличия определенного таланта, то снять качественный научно-фантастический полнометражный фильм представлялось практически невозможным. Хотя бы потому, что до этого никто в мире не делал ничего подобного.

Кроме того, для такой работы был необходим профессиональный художественный цех с соответствующими локациями и декорациями. Другой важный фактор, влиявший и влияющий на повествование — наличие спецэффектов, которые в тот момент становились новым средством изображения. И поскольку процесс развития спецэффектов всегда был напрямую связан с прогрессом технологий и компьютерных возможностей, во времена СССР нарисовать вымышленный мир было задачей не из простых. В этом смысле особенно интересны самые первые спецэффекты, которые умудрялись создавать еще до появления компьютеров.

Современную аудиторию таким, безусловно, не удивить, но если погрузиться в историю, если изучить контекст, события и биографии людей, станет понятно, почему первые картины про космос, другие планеты и роботов так уникальны и ценны, и какое влияние они оказали на весь кинематограф в целом. Так с чего же все начиналось?

Первой работой про космос в советской кинофантастике стала лента «Аэлита» Якова Протазанова, которая навсегда оставила отпечаток во всей истории кино. Громкая рекламная кампания, яркие марсианские костюмы Александры Экстер и конструктивистские декорации Виктора Симова должны были обеспечить фильму невиданные кассовые сборы. Тем не менее в прокате фильм провалился. То ли из-за того, что режиссеры и сценаристы слишком сильно исказили сюжет, за основу которого был взят роман Алексея Толстого про полет на Марс. То ли из-за неуместной детективной линии и акцента на советский быт, а не на сам полет в космос. То ли из-за неудачного разделения картины на две части.

Но все эти нюансы на самом деле не столь важны. Важен сам факт! Ведь «Аэлита», созданная в 1924 году, стала первой в своем роде не только в СССР, но и одной из первых во всем мире. Лишь спустя три года немецкий режиссер Фриц Ланг создал свой «Метрополис», а в Голливуде на тот момент даже не задумывались о подобных вещах

Через 11 лет, в 1935 году, на экраны вышла новая советская попытка завоевать космос в кинематографе. Однако фильм «Космический рейс» был больше не об освоении новых миров, а о восхвалении уже существующего, крайне социалистического. «Мы в СССР должны создать научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6-10 пятилеток», — описывали тогда работу над «Космическим рейсом». Что ж, надо признать, что режиссеру Василию Журавлеву выполнить эту задачу удалось — мир в 1946-м году в его представлении выглядел достаточно утопично и существовал без войны. Но, по мнению критиков, картину сильно испортило отсутствие звука — по неизвестной причине ее сделали немой, несмотря на то, что в те годы это уже казалось прошлым веком.

Однако космос был не единственной темой, волнующей режиссеров-фантастов. В тот же год Александр Андриевский экранизировал повесть Владимира Владко «Идут роботы» и выпустил на экраны «Гибель сенсации», которая, по сути, стала первой работой, исследовавшей последствия появления искусственного интеллекта (ИИ).

В картине главный герой создает роботов для снижения себестоимости производства и управляет ими с помощью игры на саксофоне. При демонстрации их технических возможностей гибнет человек, что вызывает некоторые опасения, но капиталистическое сообщество все же решает заменить машинами рабочих на фабриках — это приводит к восстанию и трагическим последствиям. Ничего не напоминает? «Гибель сенсации» можно однозначно назвать «пророчеством», ведь спустя почти полвека гений научно-фантастических фильмов Джеймс Кэмерон выпускает нечто очень похожее и ставшее уже культовым для будущих поколений. Удивительно, что и по сей день режиссеры продолжают рассуждать о последствиях изобретения ИИ. Например, эта проблема ярко отражена в сериале «Черное зеркало», а также во многих полнометражных фильмах — например, «Она» или «Превосходство».

Но советской кинофантастике все равно не хватало своего героя. И он появился. Пускай спустя пару десятилетий, но появился. И в буквальном смысле поднял этот жанр в СССР с колен. Невероятно талантливый и слишком креативный для своего времени Павел Клушанцев посвятил жизнь документальному кино и повлиял на мировой кинематограф. Создавая настоящие чудеса в съемочном цеху, он поражал воображение не только зрителей, но также величайших режиссеров.

Например, для картины «Полярное сияние» он возвел специальную световую установку, для «Вселенной» гений придумал макеты других планет из папье-маше, а для фильма «Дорога к звездам» Клушанцев построил панель, которая имитировала звездное небо в точном соответствии с реальной картой созвездий. Даже в Голливуде о таком могли только мечтать.

Однако настоящий прорыв в биографии советского режиссера случился в 1962 году, когда на экраны вышел эталонный по меркам того времени блокбастер — «Планета бурь». В СССР его посмотрели более 20 миллионов зрителей, а заявки на прокат поступили из 28 стран мира. И это было не единственным показателем успеха — спустя несколько лет сам Стенли Кубрик отдельно изучал приемы в фильмах Клушанцева для создания легендарной «Космической Одиссеи». Кроме того, уникальными кадрами из «Планеты бурь» позже вдохновлялись создатели «Звездных войн» и «Терминатора». И даже разгромные рецензии критиков не смогли отнять у этой картины славу.

Безусловно, все эти примеры — лишь маленькая выжимка из богатой истории советских фантастических фильмов. Но даже ее достаточно для того, чтобы понять, что наши соотечественники задали тон для создания многих мировых киношедевров, которые останутся культовыми еще не одно поколение.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора