Миронов спалил волосы и стал «блатным», а Фоменко набрал вес и влюбился: как снимали сериал «Апостол»?
В эти выходные телеканал «МИР» покажет многосерийный фильм «Апостол» с Евгением Мироновым в главной роли. Военно-исторический сериал о борьбе советской и немецкой разведок вышел на экраны в 2008 году и сразу же стал самым рейтинговым событием на российском телевидении. Действие разворачивается в 1942 году. Немцы засылают в СССР своего агента, но операция проваливается: шпиона ловит НКВД. Им оказывается матерый вор-«медвежатник» Петр Истомин, прошедший в Германии школу диверсантов. Руководство НКВД решает перевербовать Истомина и тот сперва соглашается, но затем пытается бежать и погибает. Казалось бы, шанс упущен, но тут выясняется, что у Истомина есть брат-близнец – скромный учитель математики Павел. Чекисты решают завербовать Павла, и тот под видом своего брата отправляется в школу диверсантов, чтобы разыскать и уничтожить ее руководителя – опытного и неуловимого Гельдриха.
Смотрите сериал «Апостол» в воскресенье, 28 ноября, в 10:10 на телеканале «МИР».
Эта остросюжетная история, впервые показанная в 2008 году, продолжает собирать у экранов тысячи зрителей. При этом за кадром чуть ли не каждый день происходили свои, не менее захватывающие события. О том, как Евгений Миронов чуть не погиб во время съемок, в кого влюбился Николай Фоменко и зачем в титры вписали вымышленного «Ивана Иванова» – расскажем в нашей подборке.
Факт 1. Споры режиссеров и «мистер Икс» в титрах
Жаркие интриги на съемочной площадке начали закручиваться еще на ранних этапах производства сериала. В качестве режиссеров в титрах значатся два человека – известный читателю Юрий Мороз и некий Иван Иванов. На самом деле всего в проекте принимали участие три режиссера, и Юрий Мороз подключился к работе последним. Первые девять серий из 12 снял Геннадий Сидоров. По его замыслу, «Апостол» должен был стать историей «о человеке, чью жизнь бессмысленно давят и калечат бесчувственные жернова тупой власти». Однако, когда около 60% материала уже было отснято, Сидоров рассорился с продюсерами и был отстранен от работы. В январе 2007 года ему на смену пришел режиссер Николай Лебедев, ранее работавший с Евгением Мироновым на съемках триллера «Змеиный источник». Но Лебедев попросил не указывать свое имя в титрах, так как не считал «Апостола» своей работой. Наконец в апреле 2007 года к съемочной бригаде присоединился режиссер Юрий Мороз, чья дочь, актриса Дарья Мороз, исполнила в сериале главную женскую роль – жены Павла Истомина Лиды.
Таким образом, Мороз фактически работал над «Апостолом» только последние два с половиной месяца. Но кто же тогда загадочный Иван Иванов, указанный в заставке как режиссер-постановщик? На самом деле это и есть Геннадий Сидоров. После своего скандального ухода он потребовал, чтобы его имя в титрах не упоминали, так как не хотел нести ответственность за проект, который, как он считал, безнадежно испортили.
«Мне стыдно ставить под этим свою фамилию! Хорошими получились только те сцены, которые монтировал я. Все остальное – детский лепет на лужайке. Я очень хохотал. Юрий Мороз имеет великий талант испортить классный материал. Мне, естественно, обидно: это ведь моя деточка, только получилась она какая-то обрезанная, без ручек и ножек», – сокрушался Сидоров. Впрочем, реакция зрителей показала обратное: в первые же дни показа рейтинги «Апостола» превзошли все возможные ожидания. Кстати, в список режиссеров вполне можно включить и самого Евгения Миронова. Едва ознакомившись со сценарием, актер по-настоящему загорелся идеей экранизировать непростую историю двух братьев-близнецов. Он сам искал подходящие локации для съемок, участвовал в подборе актеров и решал многие организационные вопросы. А в заключительной серии Миронов даже сам выступил в качестве помощника режиссера.
Факт 2. Жить по понятиям учили уголовники
С актерской точки зрения, Евгению Миронову в «Апостоле» тоже выпала непростая задача. Ему пришлось играть сразу двух персонажей, которые, даром что близнецы, совсем не похожи друг на друга. Петр – закоренелый преступник, самый настоящий урка, да к тому же предатель родины, сотрудничающий с немцами. Павел – его полная противоположность: тихий, скромный учитель математики, примерный семьянин, который и мухи не обидит, да к тому же близорук. Но, поскольку по роли герой Миронова должен был перевоплотиться в своего брата и втереться в доверие к немцам, в реальности ему тоже пришлось серьезно потрудиться.
По сути, Евгений играл не две, а целых три роли: учителя, уголовника и учителя, который притворяется уголовником. Чтобы как можно точнее попасть в образ, Миронов днями и ночами штудировал словари воровской лексики. В итоге к концу съемок известный своей интеллигентностью актер в совершенстве овладел блатной феней.
Помогли ему в этом не только книги, но и реальные уголовники. Правда, с настоящими медвежатниками ему так и не довелось пообщаться, но с некоторыми «авторитетами» его все же свели. Один из них даже научил Миронова песне, которую он впоследствии вложил в уста своего героя: «Отец мой Ленин, а мать Надежда Крупская…» А другой сделал актеру металлические коронки, чтобы его герой смотрелся еще более угрожающим. Сам Миронов впоследствии признавался, что, хотя конкретного прототипа у Петра Истомина не было, многие его черты он «срисовал» со своего дяди, который с малых лет скитался по тюрьмам.
Факт 3. Злополучная граната и облысевший Миронов
Вообще, на съемках «Апостола» Евгений Миронов был одним из самых профессиональных и дисциплинированных актеров, что неоднократно подтверждал и Юрий Мороз, и другие члены съемочной группы. Артист не только изучил воровской жаргон, но и большую часть трюков выполнял сам, не прибегая к помощи каскадеров.
«Женя Миронов готовился к этой роли месяца три в лучшем случае. Будучи и без того спортивным человеком, он тренировался прыгать с парашютом, обучался приемам борьбы, стрельбы из разных видов оружия», – рассказывал Юрий Мороз.
За время съемок Миронов освоил бокс, самбо и научился отлично стрелять. А в эпизоде с захватом поезда актер и вовсе бежал по крышам вагонов, перепрыгивая через них, как герой компьютерной экшен-игры. Впрочем, одна из сцен едва не закончилась трагедией. Миронову нужно было бросить гранату в вагон и быстро отпрыгнуть за стенку. На репетициях все прошло идеально, но на съемках случился казус: пиротехники не рассчитали силу ветра, и бедному артисту пламенем опалило все волосы на голове. Но сам Миронов был так увлечен процессом, что даже не заметил этого. До конца съемок гримерам приходилось тщательно гримировать актеру голову, а сцена со взрывом действительно получилась очень зрелищной.
Факт 4. «Обкуренный» чекист Фоменко
Еще одним важным персонажем в «Апостоле» является капитан НКВД Алексей Хромов, который помогал главному герою перевоплощаться в бандита-диверсанта. В роли Хромова сценарист Олег Антонов с самого начала видел лишь одного человека – Николая Фоменко. Они с актером были давними друзьями, и Антонов сразу же предложил Фоменко прийти на пробы. Тот сперва отказался: у него в тот период было слишком много работы помимо кино. Но вскоре в его графике произошли изменения, и Фоменко вспомнил о приглашении на съемки. Роль оказалась еще свободна. Самому Фоменко было интересно попробовать себя в образе сурового вояки-чекиста. Однако многих такой выбор удивил – все-таки комедийное амплуа крепко пристало к нему. Чтобы выглядеть в кадре более внушительно, Фоменко отправился в спортзал и набрал несколько килограммов мышечной массы.
В конце сериала Хромова по сценарию много и жестоко пытают. Во время этих съемок Николаю Фоменко пришлось действительно несладко. Сцену, где он, валяясь на холодном полу, харкает «кровью» и просит у бывшего начальника закурить, сняли далеко не с первого дубля. В итоге актеру пришлось выкурить целую пачку сигарет, из-за чего к концу съемочного дня он выглядел слегка «обкуренным». Но результатом был явно доволен!
Факт 5. Любовные тайны капитана Хромова
Впрочем, стоит сказать, что, помимо тренировок, избиений в камере и травмирования легких, у Николая Фоменко на съемках «Апостола» было немало приятных моментов. Журналисты, которых допустили на площадку, как-то заметили, что актер в перерывах все время бегает в коридор и кому-то звонит. Подслушав разговор, репортеры поняли, что Николай разговаривает с любимой женщиной: он то и дело называл ее ласковыми словами и, казалось, буквально сиял от счастья. Между тем как раз в то время, как известно, Фоменко находился на стадии развода со своей третьей женой Марией Голубкиной, поэтому на другом конце провода явно была не она.
Личность таинственной возлюбленной актера раскрылась довольно быстро. Ею оказалась Наталья Кутобаева, которая в то время работала пресс-секретарем губернатора Санкт-Петербурга, а с 2011 года руководит пресс-службой Совета Федерации. Наталья разделяет интерес Николая к автогонкам и вообще любит экстрим, увлекается виндсерфингом. В 2008 году они поженились, а через год у пары родился сын Василий.
Факт 5. Снимали по всему миру
Действие сериала разворачивается в трех странах – России, Германии и Иране. Но съемки велись буквально по всему миру – в России, Беларуси, Франции, Чехии и даже Африке. Так, военный Берлин снимали в Праге. Причем работать приходилось ночью, чтобы в кадр не попадали современные автомобили и прохожие. В «роли» Лубянки выступил госпиталь имени Бурденко, а школу диверсантов снимали под Вологдой, в музейной части Кирилло-Белозерского монастыря: декораторы построили там два концлагеря и речную переправу. Поскольку в здании школы происходит большая часть событий фильма, жители Кириллова долгое время могли наблюдать за съемочным процессом и даже сами принимали в нем участие, снимаясь в массовке. А вот Москву 1940-х, как ни странно, снимали в Минске. Дело в том, что на улицах города практически нет рекламных баннеров, которые могли бы случайно попасть в кадр. Также съемки велись в Серпухове, Череповце, Пскове и в павильонах Мосфильма, а сцены, которые по сюжету происходят в Иране, снимали в Тунисе.
Факт 6. Дворик из прошлого и борьба с домофонами
В сериале есть эпизод, где Хромов гонится за убегающим Петром Истоминым, который впоследствии погибает от пули другого чекиста. Создатели фильма долго не могли найти место для съемки этой сцены. Проблема в том, что в большинстве московских домов (даже самых старых) слишком много современных деталей: пластиковые окна, домофоны, припаркованные рядом машины – все это тут же бросилось бы в глаза.
Нужную локацию искали чуть ли не по всей России – киношники побывали и в Туле, и в Серпухове... Но в итоге подходящий вариант все-таки нашелся в Москве, неподалеку от станции метро Новослободская. Правда, операторам все же пришлось проявить все свое умение, чтобы во время динамичной погони в кадр не попали никакие приметы современности.
От некоторых из них, впрочем, никак нельзя было избавиться: например, не вырвешь же из двери подъезда домофон. Тут за дело взялись реквизиторы и моушн-дизайнеры: домофоны заклеили плакатами с военными лозунгами, а газовые трубы убрали при помощи компьютерной графики.
Факт 7. Взрыв у монастыря потряс всю округу
Выше мы упоминали о том, что часть съемок велась на территории Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области. Там тоже произошло немало любопытных моментов. Так, по сюжету, в одной из сцен должен был произойти взрыв. Но о том, чтобы взрывать что-то на территории древнего монастыря, конечно, не могло идти и речи.
Тогда пиротехники отправилась на берег ближайшего озера. Там они подожгли 60 литров солярки, которая рванула с такой силой, что у всех машин в округе завыли сигнализации, а у местных жителей перестали работать мобильные телефоны.
А за монастырским забором помощники режиссера тем временем потрошили подушки и разбрасывали по ветру пух и перья, изображая деревенских кур, которых разметало взрывной волной. Отдельно сняли актеров, забросанных землей, а уже потом соединили все кадры воедино, получив эффектную сцену. Не волнуйтесь: ни одна курочка во время съемок не пострадала!