Войти в почту

Дима Билан на связи: о юбилее, новом альбоме, душе и концертах в изоляции

В этом году музыкальный стриминг "Сберзвук" запустил совершенно новый и уникальный проект "Студио" — площадку, где артисты могут свободно взаимодействовать со своей аудиторией. Пока комнаты работают в тестовом режиме, беседы модерируются журналистами или, как в этом случае, генеральным продюсером аудиосервиса Сергеем Балдиным. В будущем, обещают создатели, это будет площадка не только для общения, но и для помощи самим артистам. Например, здесь можно будет посмотреть статистику прослушиваний, найти подрядчиков для выполнения разных задач, пройти мастер-класс.

Дима Билан на связи: о юбилее, новом альбоме, душе и концертах в изоляции
© ТАСС

На одной такой встрече в прямом эфире Сергей Балдин, редактор раздела культуры ТАСС Кадрия Садыкова и слушатели пообщались с Димой Биланом, чтобы расспросить певца о его жизни во время пандемии, отношениях со временем и грядущем юбилее, а также первыми узнать подробности о новом альбоме. Мы публикуем выдержки из этого большого интервью.

Сергей Балдин: Дима, ты в цифровом формате со своей аудиторией уже проводил общение. Скажи, пожалуйста, какие у тебя впечатления от такого формата?

— Когда год назад мы оказались в вакууме, каждый артист пытался каким-то образом оставаться на плаву. Это на самом деле важно, правда. Я тогда заобщался с огромной командой — XO Team (дом для видеоблогеров в России — прим. ТАСС). Мы сняли первый ролик в формате TikTok, это была история под названием "Химия". Каждый искал цифровую возможность оказаться нужным, близким, понятным, необходимым и, самое главное, незабытым. И приходилось, конечно, целый год носиться от дрим-хауса до других площадок, но мне кажется, что мы оставили очень важный след в этой истории.

Сергей Балдин: Если я не ошибаюсь, в этот период времени ты сделал онлайн-концерт на какой-то из площадок.

— Да, тогда многие двинули в эту сторону, понимая, что необходим был живой концерт. Но я был недоволен тем, что не было обратной связи — она была в один конец. Я привык работать с камерой, мне это нравится и я умею работать с объективом, мне казалось, что с этим я справился в тот момент, но не хватало физики и живого.

Сергей Балдин: После концертов в 2021 году есть ощущение, что аудитория как-то по-другому реагирует или как обычно?

— Есть ощущение, будто я в последний раз выступаю. В хорошем смысле. Мы начали ценить время. Это очень новая штука, приобретенная за последние два года. Человек начал осознавать секунды — секунды на сборы, секунды на то, что ты дома. Минуты! У меня выходные превратились в минуты. До этого были дни. А теперь — минуты, часы иногда.

"Цифра" — это классно, здорово, потрясающе. Но когда ты выходишь на сцену и видишь людей — это совсем другое. Люди соскучились и стали более открытыми.

Сергей Балдин: Ты сделал очень необычный и неожиданный проект — "13 друзей Билана". Чем ты руководствовался, когда приглашал тех или иных исполнителей для участия? Их популярностью, отношениями с тобой, успешностью? Их было больше, но дошли не все из-за авторских прав.

— Есть очень сложные авторы, которые, к сожалению, не думают о будущем. Я люблю играть вдолгую — в меньшем проиграть, но выиграть в большем. Это гораздо интереснее, чем срубить сиюминутные деньги, сказать "давай мы почистим права, а ты заплатишь нам 5 млн за песню". Нет, я так не работаю. Я готов подарить свой голос и даже спеть на бэках. Формат сегодняшней жизни говорит о том, что мы должны стать легче, понятнее и доступнее. Тем, кто остался в нулевых, сложно объяснить, что такое "подарить свой звук".

Это была репетиция моего юбилея. "Новая волна" и Игорь Яковлевич Крутой — с этого все началось. Моя большая сцена началась с этого, сама история проекта родилась на концерте. Очень много идей родилось к моему юбилею, который предложил мне Игорь Яковлевич. Наше поколение еще не делало юбилеи. Их делали Леонид Агутин, Валерий и Константин Меладзе, другие большие музыканты. А тут раз — и я.

Сергей Балдин: Интересный момент: у тебя сейчас два очень успешных сингла из этого проекта — с Зиверт и Мари Краймбрери. Они прямо соревнуются друг с другом, кто из них более популярен.

— Это такие истории! Ты знаешь, во-первых, мы давно не оказывались, в понимании ротации радиостанций, чтобы Дима Билан был представлен в трех дуэтах. Вернее, даже так: сольный, дуэт с Зиверт и дуэт с Мари Краймбрери.

У Зиверт есть такая команда, которая называет себя "Семья". Это очень крутое название в наше время, когда нет понятия "продюсер" и человека, который является кукловодом. У Юли была мечта — спеть песню "Это была любовь". И, когда я об этом узнал, мы готовились полтора года. Полтора года мы переговаривались и искали тот самый вайб, где мы можем быть друг другу интересны. И вот — нашли.

Потом Юля и ее команда предложили поехать в Марокко, город Шефшауэн. Абсолютно синий город, но не в том смысле, в котором вы могли подумать. И мы сняли там потрясающий ролик. Причем, когда мы решали, как это делать, Юля говорит: "Это Марокко", а я ее спрашиваю: "А ты знаешь, что оригинал клипа тоже снимался в Марокко?" Совпадение? И вот, сняли мы этот ролик. Он до сих пор остается в ротации, не сходит с радиостанций. Трек с Мари Краймбрери начинает немножко его обгонять, но мы еще на него клип не выпустили.

Сергей Балдин: А кто режиссер?

— Это Алексей Куприянов.

Сергей Балдин: Где вы его снимали?

— В Москве. У нас были большие экраны и центрифуга — крутящаяся комната со стеклом, где мы снимались с Мари часов восемь. Мы это сделали. Мы вышли вот такие: "Где я? Куда идти? Ведите нас, пожалуйста".

Сергей Балдин: С Константином Богомоловым ты еще работал недавно.

— "Она моя", да. Екатерина Давыдова — главная героиня. Что могу сказать. Первое, что мне запомнилось в работе с Константином, — это его: "Заходим в кадр. Раздеваемся. Снимаем трусы, халат". Я сначала такой: "Чего?", но в итоге разделся, конечно, и пошел. Эти кадры у кого-то остались, и, не дай бог, я узнаю, у кого.

Сергей Балдин: Из режиссеров я помню Фокаса Евангелиноса. Он был режиссером-постановщиком твоего номера, когда ты еще готовился к "Евровидению".

— Это дружба с Филиппом [Киркоровым] на самом деле. Он — первый, кто показал этих крутых парней. Они настолько креативны, что пришлось даже придумать номер вместе с ними. С балериной, которая выходит из рояля как греческая богиня. Этот номер запомнили все. Это был 2006 год, и такого никто до нас не делал. А потом был Евгений Плющенко...

Сергей Балдин: ...который катается на пластиковом льду, и многим людям до сих пор непонятно, как это вообще было реализовано.

— Послушай, здесь очень много скрывается сложностей и очень много подковерного, эмоционально тяжелого состояния, когда на сцену не выехала конструкция, на которой я должен был подниматься в небо. 30 секунд дается на то, чтобы убрать декорацию одного артиста и поставить декорацию другого во время прямого эфира — а там миллионные зрители. И у нас не получилось на первой репетиции, на второй тоже. Я понимаю, что завтра уже финал, деваться некуда. Что делать?

Рву на себе рубашку, говорю: "Я выхожу босиком". И ложусь на сцену, как в балете. И, ты знаешь, Женя тогда поддержал меня очень сильно. Думаю: я буду все делать, все, что зависит от человека, а не от декораций. Но Женя и Эдвин Мартон, конечно, добавили невероятную мощь.

Кадрия Садыкова: Уже немножко затронули тему вашего юбилея — как вы относитесь к этому возрасту?

— Такая штука — я не понимаю, что такое время. Я человек без времени, потому что его не чувствую. Я чувствую бег времени, но я не понимаю, что такое время по отношению к человеку. Человек без времени. Он уходит не в никуда, он уходит в продолжение. И вот это ощущение, что ты не заканчиваешься, дает мне свободу и чувство бессмертия.

Кадрия Садыкова: У вас очень много побед и наград, вы заслуженный артист. Какое из этих достижений и наград для вас особенно ценно?

— Это вручение диплома в 1997 году от Иосифа Кобзона, когда мне было 16–17 лет, за конкурс "Чунга-Чанга". Я тогда еще музыкальную школу не окончил даже. Для меня это было что-то абсолютно новое. Это первая эмоция.

Вторая эмоция — это когда Иосиф Кобзон вручал диплом об окончании Гнесинки. Кобзон в моей жизни играл и продолжает играть огромную роль. И, конечно, Юрий Шмильевич Айзеншпис.

Третье — первая песня в моем исполнении, которую я услышал на радио. Я тогда жил в общаге, это был десятый этаж. И там куча музыкантов: аккордеонисты, тубисты, виолончелисты и так далее. Многих я встречаю сейчас в очень знаковых коллективах. Вероника Кожухарова, саксофонистка, Аня Аглатова, которая поет в Большом театре, моя однокурсница Екатерина Арну, которая поет в молодежном Большом театре. И таких людей очень много. Но я выбрал поп-музыку.

Кадрия Садыкова: Для современного мира экология — очень актуальная тема, и вы очень часто говорите об этом, рассказываете своей аудитории. Как вы обустроили свою экологическую сторону жизни?

— Сколько бы я ни общался со знаковыми людьми, которые отвечают за раздел мусора и многие такие вещи, у нас эта история пока не налажена. Я собираю "Доброкрышки", у меня дома их уже тысяча, наверное. Я собираю батарейки, потому что алкалайн разъедает почву в диаметре восьми метров. Если ты бросил батарейку в лес, в этом месте ничего не растет. У меня все это собирается дома.

Потом, конечно же, раздельный мусор. У меня был этот бзик, я долго этим занимался, пока не узнал хронологию событий, как это происходит.

А еще недавно я специально слетал во Владивосток, на "Землю леопарда", там потрясающие пастбища, там Бэмби бегают, там леопарды. Их стало уже 111 особей, насколько я знаю. И, ты знаешь, я побывал на этом материке, где Японское море, и понял: "Боже, я так люблю эту страну". Я такой "ватник" стал, такой патриот. В хорошем смысле.

Если закруглить этот вопрос, то скажу так: пожалуйста, думайте, что делаете лично вы. Это зона ответственности каждого.

Кадрия Садыкова: Не так давно, в октябре, стартовал юбилейный "Голос". Проект, который, кажется, занимает отдельное место в вашей душе и сердце. Как вы считаете, по какому принципу зрители этого шоу выбирают победителей?

— В этом году "Голос" совершенно другой. Начнем с того, что меня не было пять лет. Когда мы с Пелагеей говорили об этом, не могли поверить, что это уже десятый сезон. Чуть с ума не сошли.

Люди стали петь очень круто. Вспоминаю историю, как я приехал в Америку записывать альбом. И думаю: "Хорошо, Нелли Фуртадо здесь записывалась, Бейонсе писалась в этот же микрофон. Майкл Джексон здесь записывался. А что я могу предложить нового? Я же просто русский пацан, который поет на английском".

И мне сказали: "Не переживай, глядя на все эти шоу, где все поют. Певцов много, а артистов мало. Тех, кто может передать словом, глазами. Кто может передать какую-то эмоцию". Петь — это физика. А если физика, химия, вербальщина и невербальщина, то это уже серьезная смесь. Поэтому я успокоился и понял, что можно петь в восьми октавах, но не донести смысла. А можно спеть две ноты… Как сказала Виктория Токарева: "Можно быть на разных концах земли и постоянно быть вместе. А можно быть на одном квадратном метре и всегда быть врозь". Это то же самое.

Кадрия Садыкова: Пожалуй, это тот момент, где расходятся техника и душа.

— Точно. Мы сейчас находимся в проверочном моменте — кто и что выберет. Кто пойдет по пластиковым сиюминутным чувствам, а кто будет пытаться вложить в музыку смыслы. Текст теперь становится важнее.

Кадрия Садыкова: Вы следите за судьбами своих протеже с шоу? Переживаете за них?

— Слежу, конечно. Но переживалки не хватит за всех переживать, с кем я имею контакт в этой жизни. Поэтому я постоянно меняю телефон. Я не умею общаться вполноги, сказать "привет, спасибо". Я должен вложить часть своей души в это.

Я меняю номер телефона, потому что не могу всем ответить. Со мной можно связаться другими способами — например, через директ. Я слежу, поддерживаю и много чего сделал, о чем никогда не рассказывал. И, может, не расскажу. А может, и расскажу, оставайтесь с нами.

Кадрия Садыкова: Многие современные артисты, например Моргенштерн и Слава Марлоу, говорили, что выросли на ваших песнях. Как вы к этому относитесь?

— Это абсолютная правда. Я снимался в одном проекте под названием "Звездный ТикТок", я подошел там к Славе Марлоу и говорю: "Может, что-нибудь напишешь?" А он отвечает: "У меня есть история. Меня родители отвели в музыкальный магазин с дисками. И я попросил их купить альбом Димы Билана Believe. Первый альбом, который купил Слава Марлоу, был моим. Это дает импульсы для того, чтобы делать что-то дальше.

Моргенштерн сказал, что он еще по ИК-порту передавал мою песню "Невозможное возможно". Я еще подумал: "Неужели ты такой молодой — это было в две тысячи мохнатом году".

Вопросы от гостей

— Добрый вечер, это Татьяна. Дима, я подключалась к этому эфиру и выбрала плейлист, добавила песню Alien 24. Будет ли продолжение?

— Спасибо! Я писал, пишу и буду писать музыку, аранжировку, тексты. Но эта музыка для души. Я никак себе не признаюсь в том, что я композитор. У меня высокие идеалы — Скрябин и масса классических композиторов. Но у меня, знаете, сколько уже для альбома Alien 24 композиций? Очень много. Спасибо вам за вопрос!

— Добрый вечер, Сергей Викторович, Дима, Кадрия. Вопрос относительно песни "Она моя". Это песня серьезная, но, возможно, не такая, как "Я тебя отвоюю". Но кто же эта "она"?

— Я начну со второго вопроса. Многие в начале нулевых разбирали песни Земфиры. Я не сравниваю себя ни в коем случае. Думали, а что же такое "привет, москвички"? Там очень много аллегорий и образов было.

Для меня "Она моя" — про душу. Которую я никому не отдам. Помните текст, да? "Она моя — в горе и радости. Моя-моя — в силе и слабости. Никому ее не позволю забрать. Связаны накрепко — никому не порвать". Я это про душу пою. Я пою не про девушку, и этого никто не знает. Там очень много скрытого. Если разбирать семантику слов и текстов, ими заиграться можно очень серьезно. Это пазл для каждого слушателя.

— Добрый вечер, Дима, Сергей, здравствуйте. Дима, у меня вопрос. Могли бы вы продолжить фразу: "Я с удовольствием бы возглавил список самых…"

— Самых добрых людей.

— Зная ваше отношение к кино, у какого режиссера вы бы снялись?

— Роберт Земекис. Потому что он снял Тома Хэнкса не раз. Он снял "Терминал", "Смерть ей к лицу", "Назад в будущее", он очень много чего снял. Он наполовину фантаст, наполовину человек. А еще Стэнли Кубрик, который снял "Заводной апельсин". Это тема для очень долгого разговора вообще. Спасибо за вопрос!

У меня такой вопрос: у вас очень большое количество фанатов, которые делают многочисленные видео, обработки, фотошопы. Как вы к этому относитесь и хотели бы вы как-то повзаимодействовать с этими людьми?

— Я, кстати, обожаю мемы и сам их создаю, если честно. Ну, люблю я фотожабы, могу выйти из шеренги шоу-бизнеса и сфоткаться в трусах. Добавляет перчинки в жизнь. Мою, людей. Не более. Это все в окружности моей личности. Если делать плохо — только себе. Если винить в чем-то — только себя. Людей не трогай.

— Ожидается ли альбом в 2022 году? Чего от него ждать? Каких свершений, дуэтов?

— Послушайте внимательно, это потрясающий альбом будет. Особенно пять хитов, которые сейчас заканчивают свое шествие. Мы только вчера говорили с одной очень прекрасной вокалисткой, с которой мы будем делать дуэт. До этого я никогда не болел дуэтами и думал, что в этом есть какая-то недостача самого артиста. А сейчас я понимаю, что в этом есть окрашивание артиста.

Следующий альбом выйдет в 2022 году. Треков восемь личных есть и треков шесть написанных. Мне нужно просто их записать. А чтобы их записать, у меня просто не должно быть концертов. А концертов у меня много, к счастью, конечно же!

— Здравствуй, Дима. Город Иваново, привет! Такой вот вопрос: расскажи, как стать твоим другом?

— Во-первых, нужно быть, наверное, музыкантом. Написать какую-то потрясающую музыку. И быть честным. И, наверное, совпадение каких-то моментов.

— Есть конкурс в ТикТоке от "Муз-ТВ". Ты сам сказал, что нужно тебя удивить. Как это сделать, если в твоей жизни так много событий и концертов?

— Смотри, есть очень много артистов. Есть очень много красок, которые не перебить. Если вы музыкант, а вы наверняка музыкант и артист, пожалуйста, просто оставайтесь собой. Помните, как говорила Фаина Раневская? "Будьте собой, все остальные роли уже заняты".

Поэтому оставайтесь собой и двигайте свою мысль. Неважно, увенчается ли она успехом прямо сейчас. Гните свою линию. Будьте собой. И имейте хотя бы 10 или 20, окей, потом — тысячи человек, своих поклонников. Они дадут вам силы для того, чтобы делать что-то новое. Только друзья и подруги вам помогут, все остальное — это болтовня.

— И последний вопрос: три года назад в Иванове была встреча клуба друзей с вами. И я вам задал вопрос, с каким музыкальным инструментом вы можете себя сопоставить. Хочется узнать, что изменилось за это время и какой у вас сейчас в мыслях музыкальный инструмент.

— А вы какой инструмент?

— Ну, я оркестр, наверное.

— Ну вы прямо загнули сразу. Я говорю — инструмент.

— Ну если из инструментов, то я барабаны.

— (смеется) Я не осуждаю ни в коем случае. Вы знаете, я, наверное, не ладовый инструмент, не гитара. Я тот инструмент, в которых лад непостоянный. Я, наверное, скрипка, голос, может быть, орган. Скорее всего, скрипка. Альт.

— Здравствуйте. Пользуясь моментом, хочу передать привет от всего питерского клуба друзей Димы Билана. Вопрос такой: если бы вам пришлось на один день отказаться от карьеры артиста, кем бы вы себя видели?

— Я думаю об этом каждый день. Девушки, с которыми я работаю, знают об этом. Я думал, что я буду ювелиром. Я ремесленник. У меня папа — ремесленник. Мне нравятся камни, любые. Я тащу их домой чемоданами. Меня иногда даже таможенник спрашивает: "А что вы тащите?" А я камни тащу. Я все время думаю, что однажды их обработаю и они станут чем-то теплее, чем камень.

И у меня есть такое произведение под названием "Океан". И я там задаю такой вопрос: "Скажи, кем станем мы в конце пути?" Так вот, я уверен, что камни — это люди, которые провинились или что-то сделали не так. Но это творческая фантазия.

— А почему такая ассоциация с камнями?

— У классиков очень много од камням. Потому что они не говорят, они смотрят. Почитайте, я сейчас не могу назвать авторов, к сожалению. Но есть такая теория, что те, кто не потратил себя и свою жизнь на отдачу энергии, может быть камнем, скалой, водой, планетой, галактикой, кем угодно.

Кто сколько сделал за жизнь. Кто сколько настрадал и пережил. Не знаю, боюсь говорить об этом.

— Здравствуйте, это Нижний Новгород. Привет от клуба друзей из Нижнего Новгорода. Дима, просто хотела сказать спасибо за все, за ваши песни. Отдельное спасибо за трек, записанный на Мальдивах, — "Океан бесконечен". Хотелось бы побольше ваших личных треков в ваших альбомах. Будет ли эта песня записана?

— Я недавно ее переслушивал. Хотел выпустить альбом из инструменталов. Но только вы меня и поддерживаете, для того чтобы я что-то в этом смысле и сделал. Спасибо вам!