Войти в почту

Голос поколения. Каким запомнят Александра Градского

Композитор, музыкант и певец Александр Градский оставил большой след в культуре России. Фильмы, к которым он написал музыку, входят в золотой фонд отечественного кино. Песни, которые принесли ему славу в 1970-х, — «Песня о корабле» из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Как молоды мы были» из фильма «Моя любовь на третьем курсе» — и сегодня знакомы каждому. Основные этапы биографии артиста — от первой рок-группы, которую Александр Борисович создал еще подростком, до открытия собственного театра «Градский Холл» — в материале mos.ru.

Голос поколения. Каким запомнят Александра Градского
© Mos.ru

Начало: «Славяне», «Скоморохи», «Веселые ребята»

Александр Градский родился в 1949 году в городе Копейске Челябинской области в семье инженера-механика Бориса Фрадкина и актрисы Тамары Градской, руководительницы самодеятельного театра. Как рассказывал Александр Борисович, его маму, выпускницу ГИТИСа, приглашали на работу во МХАТ, но та отказалась и уехала с мужем на Урал — туда его распределили после института. В 1957-м семья вернулась в Москву. Отец работал на заводе, а мать руководила театральными кружками, позже работала в журнале «Театральная жизнь».

Тамара Павловна умерла, когда сыну было 14 лет. Тогда же он взял ее фамилию — в память о любимой маме. От матери же Александр Градский унаследовал и любовь к музыке. По настоянию родителей с 1958 по 1965 год он с удовольствием учился в музыкальной школе по классу скрипки. Позже пришло увлечение джазом, блюзом, рок-н-роллом — среди кумиров юного Градского были Элвис Пресли, Литл Ричард, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Фрэнк Синатра. Слушать их записи он мог благодаря дяде по материнской линии — брат Тамары Градской работал в ансамбле народного танца СССР Игоря Моисеева, который часто гастролировал по миру. Любил Александр Борисович и советскую эстраду (Марк Бернес, Лидия Русланова), и оперных исполнителей (Энрико Карузо, Федор Шаляпин).

В 1965 году Градский основал свою первую группу — «Славяне». Коллектив, состоящий из пятерых юных музыкантов, стал одной из первых известных московских рок-групп и просуществовал два года, не оставив никаких аудиозаписей. Несмотря на название, репертуар «Славян» состоял почти полностью из песен англоязычных старших коллег — The Beatles и The Rolling Stones (такая практика была обычной для большинства тогдашних рок-групп). К русскому языку Градский обратился в своем следующем коллективе, группе «Скоморохи» (1966).

«Скоморохи» исполняли и кавер-версии чужих песен, но упор делался на оригинальные, свои — их сочиняли все члены коллектива. Клавишник Александр Буйнов, будущий участник ВИА «Веселые ребята», например, написал с успехом исполнявшиеся песни «Аленушка» и «Трава-мурава». «Скоморохи» просуществовали до 1979 года, иногда прекращая деятельность, иногда вновь воссоединяясь. Во время одного из таких распадов группы Градский уходил в ВИА «Веселые ребята» (1970‒1971), где впервые начал выступать не только как гитарист, но и как певец.

Параллельно со «Скоморохами» в 1960-х Градский создал еще одну группу ― «Лос Панчос», одно время играл на соло-гитаре в известном ВИА «Электрон». Среди групп, с которыми он сотрудничал в то время, — «Скифы» и музыкальный коллектив польских студентов МГУ «Тараканы».

В 1969 году Александр Градский поступил на факультет академического пения института имени Гнесиных. В 1974 году, когда он заканчивал учебу, его имя знали уже не только любители рок-музыки.

Кино: «Романс о влюбленных», «С любимыми не расставайтесь», «Гений»

В начале 1970-х Андрей Михалков-Кончаловский приступил к работе над фильмом «Романс о влюбленных». Задача перед режиссером стояла сложная: он решил снять картину, в которой вместе с событиями жизни юных героев (Евгения Киндинова и Елены Кореневой) менялось бы все — и атмосфера, и жанр. Волшебная первая часть, в которой, кажется, ни на минуту не смолкает музыка и все изъясняются пением и белыми стихами, заканчивается страшным разочарованием героя — чудом выжив после страшной аварии во время армейской службы, он возвращается домой и узнает, что его невеста вышла замуж за другого. В кадре появляется кинокамера, осветительные приборы, до этого невидимые участники съемок, и начинается вторая часть ― реалистическая, черно-белая, без песен, любви и радости. И лишь в самом конце в кадр вдруг врывается цвет и звучит музыка — как знак надежды.

Изначально предполагалось, что музыку для фильма напишет композитор Мурад Кажлаев, но тот отказался. Тогда режиссеру рассказали о молодом музыканте Градском. Кончаловский, послушав записи его песен, немедленно сделал предложение. Это был беспрецедентный для СССР случай: 23-летний музыкант, студент, не состоящий в Союзе композиторов, получает заказ на двухсерийный художественный фильм. Градский написал всю музыку, а часть песен, среди которых «Любовь», «Песня о дружбе», «Песня о птицах», «Песня о матери», «Смерть героя», исполнил один или в дуэтах с Зоей Харабадзе и Иннокентием Смоктуновским.

Фильм показали на экранах в 1974-м, в том же году музыка из «Романса о влюбленных» вышла отдельной пластинкой. Вскоре после Александр Градский поступил в Московскую консерваторию, где изучал композицию у Тихона Хренникова.

В 1976 году Градский исполнил песню Александры Пахмутовой и Виктора Добронравова «Как молоды мы были» для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Песню позже исполняли Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Дмитрий Хворостовский и другие артисты, однако она всегда оставалась визитной карточкой именно Александра Борисовича.

Еще одну важную в его биографии песню можно услышать в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». «Песня о корабле» звучит в самом начале фильма. Позже режиссер вспоминал о ней так: «Особенно люблю “Песню о корабле”, замечательно спетую Александром Градским, — в то время она была для меня просто откровением» (цитируется по книге Александра Липского «Никита Михалков»).

Также среди фильмов, в которых звучат песни в исполнении Александра Градского, — «О спорт, ты — мир!» (песня «Нам не жить друг без друга», 1981), «С любимыми не расставайтесь» (песня «Прощай», 1979), «Концерт для двух скрипок» (1975).

Градский написал музыку более чем к 10 художественным фильмам, для некоторых он сам исполнил песни. Среди них — многосерийный фильм «Узник замка Иф» («Песня о надежде», «Песня о свободе», «Монте-Кристо» и другие, 1988), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Поговорим, брат...» (1978), «В августе 44-го» (2000).

Мультипликационные фильмы, к которым написал музыку Александр Борисович, знает не одно поколение. Это «Принцесса и Людоед» (1977), «Легенда о старом маяке» (1977), фантастический «Перевал» (1988) по повести Кира Булычева «Поселок», сюрреалистические «Стереотипы» (1989) — первый совместный советско-американский мультфильм, в котором высмеиваются стереотипы о русских и американцах.

Александр Градский сыграл в нескольких художественных фильмах. В двух из них — детском фильме «Камертон» о проблемах воспитания подростков (1979) и детективе «Гений» (1991) — он играет самого себя.

В 1991 году Александр Градский основал свой собственный театр, который сегодня располагается в здании бывшего кинотеатра «Буревестник» в Замоскворечье. Здание, построенное по проекту Ивана Жолтовского в 1957 году, было отреставрировано в 2014-м. Театр открылся осенью 2015 года. Здесь проходят концерты, музыкальные и творческие вечера.

Награды

Звание заслуженного деятеля искусств России Александр Градский получил в 1997 году. Народным артистом России он стал двумя годами позднее. Градский является лауреатом Государственной премии России. Ее артисту присудили за концертную программу «Три часа живой музыки».

В 2019 году Александр Градский стал лауреатом премии Владимира Высоцкого «Своя колея». Ее вручают людям, которым, возможно, Высоцкий захотел бы посвятить песню, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии.