Конференция Ассоциации Музыкальных театров в музее "Собрание" Давида Якобашвили
Первый круглый стол "Диалоги об оперетте и мюзикле" вдохновился необычным местом проведения. Частный музей "Собрание" Давида Якобашвили гостеприимно принял участников Конференции в своих почти театральных декорациях механических музыкальных инструментов и кукол-автоматов. Некоторые из 20 000 экспонатов механических диковин, движущихся-играющих редкостей, изысканных предметов декоративно-прикладного искусства были показаны в ходе ознакомительной экскурсии, открывшей дискуссию в "Собрании". Эмоциональный градус присутствующих был доведен до фортиссимо, когда "задник" президиума, представляющий собой огромный самоиграющий механический орган, в лучших театральных традициях сюрпризом исполнил вальс Дмитрия Шостаковича. Президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян, с большим юмором выражая всеобщий восторг, открыл заседание круглого стола. Тема дискуссии "Оперетта vs мюзикл: мирное сосуществование или естественный отбор?" родилась из наблюдаемой многими тенденции возросшего интереса к мюзиклу и оперетте на современной российской сцене. Афиша нынешнего фестиваля 2021 пестрит именно этими жанрами, подтверждая факт. Модераторами разговора выступили Алла Туева, руководитель литературно-драматургической части Московского театра оперетты, и Екатерина Кретова, заместитель художественного руководителя театра "Школа современной пьесы". Спикерами обсуждения предстали лидеры трендов оперетты и мюзикла, такие профессионалы, как художественный руководитель Свердловского театра музыкальной комедии Филипп Разенков; театральный продюсер, генеральный директор компании "Бродвей Москва" Дмитрий Богачев; режиссер и хореограф Анна Фекета; и.о. директора Алтайского театра музыкальной комедии (г. Барнаул) Андрей Малышев. Что есть "оперетта"? Что такое "мюзикл"? Какой жанр актуальнее сегодня? Почему слово "мюзикл" в афише театра однозначно привлекает больше молодого зрителя? Не выглядят ли сегодня шедевры Штрауса, Кальмана, Оффенбаха древней архаикой? Что важнее для театра: кассовость спектакля или желание развивать вкус зрителя на примере классического репертуара? Краеугольный камень дискуссии упирался в то, чтобы найти чёткое жанровое различие. В советское время слово "оперетта" считалось буржуазным. В Советском Союзе все театры оперетты назывались театрами музыкальной комедии кроме одного. Только Московский театр оперетты имел эту привилегию. Советские деятели от культуры еще в 70-х годах дали определение несерьезному жанру: "Оперетта - это комедия, в которой основной конфликт, характеристики действующих лиц и их взаимоотношения выражены музыкой". Все согласились, спорить нечего. Но комедия-оперетта всегда локальна. Как сделать смешным опереточный юмор прошлого века для сегодняшней аудитории, избегая плоских шуток? Мюзикл - жанр молодой, высокотехнологичный, гибкий, развивающийся и востребованный. Означает ли это, что любой сюжет годиться для либретто? Кто главнее в этом случае драматург или режиссер? Не портит ли микрофонное исполнение и разного рода подзвучки манеру пения артистов-вокалистов с академической школой? Не искажает ли наша плохая российская звукорежиссура, на которую жалуются многие, баланс аппаратуры и голосов в громыхающих динамиках какой-нибудь рок-оперы? Спикеры и участники встречи рассуждали о множестве волнующих вопросов. Мнения теоретиков и практиков разнились, приобретая остроту возражений, но в главном приходили к согласию. Диалектика развития всегда содержит противоречия в своем единстве, особенно в творческом. В завершении дискуссии многоголосый хор выступающих слился в унисоне - все пророчили долгую жизнь оперетте. После закрытия круглого стола участники конференции были приглашены на премьеру оперы "Риголетто" Верди в постановке Владимира Панкова в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, состоявшейся в рамках VI фестиваля Музыкальных театров России "Видеть музыку". Конференция Ассоциации музыкальных театров на фоне проводимого общероссийского фестиваля предоставляет участникам бесценную возможность общения с единомышленниками, коллегами, которые настроены на одну волну и заточены увидеть музыку.