Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
Последний день работы "Видеть музыку" был плотным по графику и включал в себя много событий. Прошли итоговые заседания ежегодной научно-практической Конференции Ассоциации музыкальных театров, которые завершились непосредственно перед началом торжественной церемонии. Волнительный и чуть грустный финальный аккорд закрытия окрасился гордостью за лауреатов премии "Легенда", которая в нынешнем году расширила свои номинации. Вечером на большой сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко гости из Уфы показали свою новую оперную постановку "Vita nuova" (Новая жизнь) Мартынова. Серьезная работа команды из Башкортостана, поставив точку VI фестиваля, символично стала перекидным мостиком к следующему VII фестивалю "Видеть музыку". Руководители театров, заместители директоров и руководители отделов, режиссеры и завлиты, композиторы и театральные критики, представители госструктур и СМИ, именитые гости и медийные персоны собрались на фестивальную коду. Драматургическая линия развития нынешнего форума, как выразились бы музыканты-профессионалы, была близка к концу. Среди присутствовавших были замечены: Андрей Борисов, генеральный директор Московского Академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко; Нэлли Бут, директор Омского Государственного музыкального театра; Леонид Кипнис, художественный руководитель Новосибирского музыкального театра; режиссер Александр Титель; композитор Александр Журбин; Азад Ахмедов, завлит Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана и многие другие. "Легенда" - Галина Писаренко, худрук фестиваля Георгий Исаакян, директор МАМТ Андрей Борисов. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Праздничные фанфары в пространстве Атриума пригласили к началу церемонии. Музыкальной заставкой торжественных речей послужил фрагмент из оперы Клаудио Монтеверди "Орфей". Анна Холмовская в сопровождении оркестра Детского музыкального театра им. Наталии Сац под управлением Сергея Михеева исполнила арию Музыки. "Музыкальный театр не может существовать без музыки," - открыл собрание Президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян. В честь ее величества Музыки во всех ее театральных проявлениях и затевался фестиваль «Видеть музыку», который в шестой раз, практически без пандемийных потерь, имел место быть в Москве. За два месяца на всех музыкальных сценах столицы выступили более двух с половиной тысяч исполнителей. Были показаны те премьерные спектакли, которые коллективы считают своими главными художественными достижениями последних двух сезонов. Состоялись интересные показы спектаклей студенческой и детской программ, которые всегда находятся во внимании фестиваля. "Легенда" - Галина Писаренко, худрук фестиваля Георгий Исаакян, директор МАМТ Андрей Борисов. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" В этом году ежегодная премия "Легенда" нашла достойнейших из достойных. Впервые лауреатами стали не только артисты-исполнители: Народная артистка РСФСР певица Галина Писаренко, Народная артистка Республики Карелия артистка оперетты Нина Болдырева, Народная артистка РФ балерина Татьяна Кладничкина, Народный артист РФ солист оперетты Геннадий Верхогляд. Три новых категории лауреатов предстали "Легендами". Один из отцов-основателей фестиваля "Видеть музыку", Заслуженный работник культуры РФ, многолетний директор Омского музыкального театра Борис Ротберг был отмечен почетным серебряным знаком. Заслуженный деятель искусств РФ музыкальный критик Марина Нестьева, Заслуженный деятель искусств РФ композитор Владимир Кобекин были среди награжденных, которым коллеги и всё профессиональное сообщество отдали заслуженную дань уважения. Народный артист СССР хореограф Юрий Григорович, 95-летний мастер полный сил, имеющий бесчисленное количество наград, тем не менее был тронут премией и по телефону поблагодарил всех. Последний показ фестиваля - премьера оперы нашего современника Владимира Мартынова "Vita nuova" (Новая жизнь) по одноименному сборнику произведений Данте Алигьери - серьезная заявка Уфы. Осмыслить поэта-философа эпохи Возрождения и сценически воплотить специфический минимализм музыки Мартынова, да еще привезти свой творческий продукт на театральную ярмарку, где коллеги-профессионалы смотрят беспристрастным взглядом - без малейшего преувеличения смелый шаг. "Легенда" - Владимир Кобекин, худрук МАМТ Александр Титель, худрук фестиваля Георгий Исаакян. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Однозначно, свежесть материала и новизна музыки, реализация творческого посыла ныне здравствующего композитора, взявшего литературные опусы великого флорентийца, привлекли к себе внимание фестивальной публики. Опера состоит из 2-х действий. Главные герои - Данте (Азамат Даутов) и три женщины. Беатриче (Лилия Халикова), Донна (Лариса Ахметова), Любовь (Екатерина Куликова), собственно, представляют собой три образа Возлюбленной поэта. Тексты исполнялись на латинском, русском и итальянском языках. Авторы либретто Владимир Мартынов и Эдуард Бояков. Трудно изобразить оперным экшеном символистские, мистические, богословские мысли Данте, который через сложные переживания на смерть любимой перерождается в величайшего мыслителя. Режиссер-постановщик Елизавета Корнеева исходила из музыкальной ткани оперы, которая в большинстве случаев умозрительно-умиротворенная по характеру. Партитура имеет прозрачную оркестровку, с виртуозно выписанными деталями, акварельную тембровую колористику, без мощных динамических кульминаций. На сцене также не прослеживалось особых драматургических развитий и нарастаний. От этого сложилось впечатление невнятности происходящего, пустоты мизансцен и инертности картинки. Не очень понятны решения художника Екатерины Агений, одевшей массовку в костюмы a la супрематизм с геометрическим орнаментом. Глазу скучалось от отсутствия хоть маленького намека на прекрасную Флоренцию эпохи Возрождения в сценографии. Персонажи-полууродцы с картин Босха, появившись на сцене, объяснили зрителю идею будущей "Божественной комедии". Порадовало бережное и внимательное к звучанию исполнение оркестром музыки Мартынова. Управлял музыкантами дирижер-постановщик Артем Макаров. В спектакле приняла участие детская хоровая студия, существующая при театре, ребята исполнили небольшие соло. В любом случае, новая постановка Башкирского театра оперы и балета украсила афишу фестиваля «Видеть музыку» и познакомила Москву со своим прочтением Мартынова. Выбор серьезного музыкального материала, претензия на просветительскую миссию литературного первоисточника, академическая установка на реализацию замысла, смелость работы с современным автором - всё это примеры высоко профессиональных задач, которые должен ставить перед собой современный музыкальный театр.