Войти в почту

Реальные события драматичнее сценариев

Сплошные рекламные заявления о серьезной работе киношников с архивами и о соответствии фильмов историческим фактам, а в результате — оправдания из серии «художник так видит», как только начинают сыпаться замечания критиков про ошибки и несоответствия... Не стал исключением и фильм «Зоя».

Реальные события драматичнее сценариев
© Вечерняя Москва

В прокате эта картина провалилась. И попытки объяснить это тем, что якобы современному зрителю история Великой Отечественной уже неинтересна, мягко говоря, далеки от истины. Еще как интересна. А вот очередные пляски на костях героев и желание «впихнуть невпихуемое» — современные идеологические пристрастия в речи и действия людей 1940-х годов — действительно уже вызывают отторжение. Вот это и случилось с фильмом «Зоя».

Авторы картины либо абсолютно не знали и не понимали исторический контекст подвига Зои Космодемьянской, либо намеренно облепили его кучей логических и исторических несоответствий. В обоих случаях фильм никакого доверия не вызывает. А ведь, казалось бы, ну раз можешь залезть в архивы, то и снимай точно по документам. Ведь реальная история зачастую драматичнее любых потуг сценаристов. А еще делай антураж в кадре таким, какой есть на фотографиях эпохи. И все, после этого останется лишь дело за настоящим искусством — режиссерским и актерским.

А играть там есть что. Ведь подвиг Зои Космодемьянской не в том, что она минировала дороги в тылу у немцев, и не в том, что выполняла приказ поджигать дома, где квартировались оккупанты. Это была обычная, хоть и тяжелая солдатская работа, на которую убежденная идеалистка-комсомолка пошла добровольно. А подвиг ее в том, что под пытками и угрозой смерти девчонка, которой бы жить и жить, так и не выдала никого из своих товарищей. И в том, как она, атеистка-комсомолка, для которой не было никакой надежды на загробную жизнь, никакой бессмертной души, ничего бессмертного, пошла на смерть со словами «не бойтесь, люди, мы все равно победим!»

Вот если это сыграть — чувства и необыкновенную решимость человека, толком и не пожившего, перед лицом... абсолютного исчезновения, то тогда на экране был бы подвиг. Настоящий подвиг, а не фильм «Зоя»...