Войти в почту

Нет цели - нет амбиций. Интервью с молодой пианисткой Варварой Кутузовой

"Омск Здесь" поговорил с пианисткой Варварой Кутузовой о гастролях за рубежом, конкуренции в семье и о том, как музыканты нового поколения "воспитывают" своих сверстников. "Чудо-девочка", "одарённая пианистка", "талант" - к таким эпитетам Варвара Кутузова привыкла с детства. Играть на рояле она начала в четыре года, в десять - стала гастролировать. Сейчас ей 18, за её плечами победы на международных конкурсах. Юная пианистка сотрудничает с выдающимися музыкантами и дирижёрами, выступает в престижных залах мира. В Омске она выступила впервые - на фестивале "Белая симфония" она исполнила Второй концерт Сен-Санса для фортепиано с оркестром. Вместе с другими молодыми музыкантами она приняла участие в концерте "Поколение Z" . По стопам талантливой сестры пошёл и её младший брат Фёдор - восьмилетний музыкант стал участником проекта "Синяя птица". - Варвара, какие этапы становления должен пройти будущий пианист, чтобы стать виртуозом? Важно ли "засветиться" перед именитыми музыкантами? - Если честно, я не думала о каких-либо этапах, я начала выступать с раннего возраста, и мне нравится находиться на сцене. Поэтому я не думала о том, нужно ли перед кем-то засветиться, нужно ли показывать свою виртуозность, я играла то, что мне нравилось, и была в этом органична. Рецепта успеха ни у кого нет. У всех свой путь, и он, как правило, не может быть лёгким или сложным. Музыка - это не какая-то технология, здесь нет точных понятий. Каждый человек - личность и развивается индивидуально. Кто-то выходит на сцену в четыре года и выступает всю жизнь. Кто-то оканчивает школу, участвует в престижном международном конкурсе и выступает на всех музыкальных площадках. Кто-то уже в более осознанном возрасте делает первые шаги на мировой сцене. Мой путь только начинается, мне всего 18 лет, и я плавно вхожу в музыкальную жизнь. Всё самое интересное только впереди. - Твоя гастрольная карта насчитывает десятки стран. Как принимают русскую пианистку за границей? И есть ли такое понятие - русская фортепианная школа? - Принимают везде тепло. В каждый город я еду с особым трепетом и ответственностью. Публику я понимаю только после исполнения первых произведений. Успех - это когда в зале тишина: никто не кашляет и не шепчется. Гробовая тишина - для меня лично это явный показатель того, что люди очень заинтересованы игрой артиста. Особенно если в зале сидят дети, потому что их никогда не обманешь. Если им будет скучно, они будут спать, спрашивать маму, когда закончится этот концерт. Приятно, когда дети, затаив дыхание, тебя слушают. - Мир классической музыки можно назвать особенным, даже "закрытым". Как думаешь, какое отношение к классической музыке у твоих сверстников? - Сейчас не так часто можно встретить на концертах классической музыки молодых людей. И, может быть, именно наше поколение исполнителей старается привлечь молодых ребят, подростков к пониманию классической музыки. У нас даже неплохо это получается. На концертах я всегда вижу много сверстников в зале. Я учусь в МССМШ им. Гнесиных, и в сентябре этого года ко мне подошли ребята и сказали, что были на моём концерте, а после решили связать свою жизнь с музыкой. Для меня огромная радость, что мои выступления привлекают молодёжь к классической музыке. - Ещё несколько лет назад было не так много концертирующих пианисток. Времена изменились. И всё же: приходится ли пианисткам, тем более юным, сегодня доказывать своё равноправие с мужчинами-исполнителями? - Концертирующие пианистки были всегда, доказывать никому ничего не нужно. Для этого стоит закрыть глаза. Иногда даже знаменитые критики ошибаются, играет женщина или мужчина, поэтому гендерный признак не имеет значения. - Когда впервые ты услышала в свой адрес определение "талантливая пианистка"? - Я слышу это всегда, но никогда не зазнаюсь и не воспринимаю похвалу слишком серьёзно, потому что пианизм - большая работа. 80 % - это желание и труд, а 20 % - талант. - Ты выступаешь в сопровождении различных музыкальных коллективов. Как складывается творческий процесс, как выстраивается диалог и взаимопонимание между солистом и дирижёрами? Важно ли понимать друг друга с полуслова или это вопрос техники и мастерства? - С детства выступаю с оркестрами и всегда понимаю определённый коллектив, стараюсь показать то, что хочу исполнить, а дирижёры корректируют это и поддерживают меня. Это очень важно: если сложился контакт, то выступление будет фантастическим. - Сколько у тебя дома музыкальных инструментов? - У меня два кабинетных рояля: Estonia и "Красный октябрь". Один - мой, другой - младшего брата. Но я мечтаю о рояле Yamaha или Steinway. - Твой младший брат Фёдор участвует в конкурсе "Синяя птица" на телеканале "Россия 1". В вашей семье подрастает конкурент? - Фёдор стал заниматься музыкой по моему примеру. Честно сказать, я очень переживала во время его выступления. Теперь я стала понимать своих родителей, которые каждый раз на протяжении многих лет переживают за меня. В прямом смысле прочувствовала всё на себе, пока Федя выступал на "Синей птице". Федя - это, скорее, не конкурент, а передача традиций. Мне нравится поддерживать его, тем более он занимается с огромной охотой. Я всегда переживаю за него и поддерживаю. - На фестивале "Белая симфония" в этом году было твоё первое выступление в Омске?! Слышала ли ты от коллег об омской публике. Наверняка наставник Денис Мацуев рассказывал о гастролях в Омске, ведь его здесь очень любят и всегда ждут. - Я знаю Омскую филармонию и всегда хотела выступить здесь. Не получилось, к сожалению, приехать в этом году в апреле, и спустя полгода я здесь. Это невероятное счастье. Да, Денис Леонидович тепло отзывается об Омске, оркестре и вашей публике, как тепло она всегда принимает. И уже по репетициям я поняла, насколько Омский симфонический оркестр профессиональный. Не нужно было много репетировать, мы сразу нашли общий язык. - Как ты относишься к современной музыке? В Европе что ни фестиваль, то премьера, в том числе и исполняемая на фортепьяно. - К современной музыке отношусь положительно. Если мне предложат сыграть что-либо из современной музыки, никогда не отказываю. Люблю экспериментировать. - Какая музыка играет в плейлисте Варвары Кутузовой? - Последнее время слушаю в основном классическую музыку. При этом никогда не откажусь послушать что-либо современное. - Можешь ли ты себя назвать амбициозным музыкантом? - Любой человек, будь то музыкант, актёр, режиссёр, спортсмен, стремящийся к своей цели, всегда является амбиционным человеком. Нет цели - нет амбиций. Но до вашего вопроса никогда не задумывалась об этом (улыбается ). - Какие у тебя цели и мечты на ближайший год? - Целей много, желаний ещё больше. Основная цель - хорошо окончить школу и поступить в вуз. А уж потом - концерты. Фото: Илья Петров

Нет цели - нет амбиций. Интервью с молодой пианисткой Варварой Кутузовой
© Омск Здесь