Главные книги зимы. Что искать на ярмарке Non/fiction 2021 (а вскоре — и в магазинах)

Ежегодная книжная ярмарка Non/fiction в этом году проходит в 23-й раз и опять собирает лучшие издательства и главных представителей художественной, научной и научно-популярной литературы. В программе есть встречи с писателями, редакторами, переводчиками, семинары и паблик-токи — от обсуждения популярных книг до погружения в профессиональную среду (можно, например, обсудить новые технологии в издательствах или современное женское кино) и многое-многое другое.

Главные книги зимы. Что искать на ярмарке Non/fiction 2021 (а вскоре — и в магазинах)
© ТАСС

А мы рассказываем о книгах, которые вышли недавно и которые вы бы не хотели пропустить. Напоминаем, что посещение выставки возможно только при наличии QR-кода или действующего ПЦР-теста.

Семь ключей к современному искусству

Саймон Морли; Ad Marginem

Новая работа британского художника и писателя — это огромное исследование изменчивого и разнообразного мира современного искусства. Автор изучает биографии и творчество представителей модернизма и постмодернизма, рассматривая их с разных точек зрения. Морли — один из немногих критиков, кто не преклоняется перед шедеврами классики, а анализирует их, делая порой неожиданные выводы.

Транзит

Рейчел Каск; Ad Marginem

Работы Рейчел Каск — необычные романы, ее предыдущий "Контур" стал настоящим открытием, феноменом англоязычного автофикшна. В ее историях главных героев не существует, сюжет — условен, как и драматургия. "Транзит" — это гармоничное продолжение тех тем и размышлений, которые писательница затрагивала раньше.

Однажды в Голливуде

Квентин Тарантино; Индивидуум

Эта книга — литературный дебют американского режиссера, ее сюжет основан на одноименном фильме Тарантино. Если вам понравилась эта картина и хочется снова окунуться (с другой стороны) в мир Голливуда 1969-го — то это отличный способ снова встретиться со старыми героями, узнать новые детали и, конечно, насладиться уникальным необычным юмором, за который кинорежиссера все и полюбили.

Профессия: репортерка. "Десять дней в сумасшедшем доме" и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики

Нелли Блай; Индивидуум

Писательница и предпринимательница Элизабет Кокран прожила захватывающую жизнь, но сначала прославилась как журналистка, писавшая под псевдонимом Нелли Блай. В название сборника вынесено ее расследование о произволе персонала психиатрической лечебницы, куда она проникла, прикинувшись умалишенной. В другой раз Кокран на полгода укатила в Мексику. Потом отправилась в кругосветку. Словом, материала набралось бы и сейчас, но штука в том, что Кокран родилась 157 лет назад.

Клуб убийств по четвергам

Ричард Томас Осман; МИФ

После выхода этого романа Осман стал одним из самых престижных авторов в Англии и получил множество премий. "Клуб убийств" стал однозначным бестселлером. Сюжет о таинственных убийствах в доме престарелых захватил не только критиков, но и читателей, очарованных искрометным юмором.

Разоблачение Клаудии

Дэниел Киз; Эксмо

Дэниел Киз, автор удивительных психологических романов "Цветы для Элджернона" и "Таинственная история Билли Миллигана", снова погружает своих читателей в захватывающее, но мрачное приключение. Одно и то же убийство, одна и та же женщина с трагической и ужасающей судьбой, вынужденная смириться с этой развязкой, — попробуйте тоже разгадать все детали этого странного дела.

Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности

Сара Гэй Форден; Эксмо

Маурицио Гуччи, наследник великой династии из мира моды, был убит на пороге своего офиса в 1995 году. Спустя два года за это преступление была осуждена его вдова, но почему? "Дом Гуччи" — это история о высокой моде, о ревности и любви, о том, можно ли выжить в мире больших денег, скандалов и интриг, оставшись человеком.

Время вышло. Современная русская антиутопия

Альпина нон-фикшн

Это сборник рассказов 13 современных российских писателей, которые размышляют о судьбе нашего мира. Это не связанные между собой тексты, каждый из которых имеет самостоятельную ценность. Возможно, лишь представляя страшное будущее, мы можем заметить ошибки, которые совершаем в настоящем.

На музыке: Наука о человеческой одержимости звуком

Дэниел Левитин; Альпина нон-фикшн

Почему нам нравится разная музыка, почему тембр одного певца нам приятен, а другого — наоборот? Какая связь между нашим мозгом, сознанием, характером и нашими предпочтениями? В этом непростом вопросе пытается разобраться американский психолог и музыкант Дэниел Левитин в своей новой работе.

Уравнение бога. В поисках теории всего

Митио Каку; Альпина нон-фикшн

Знаменитый ученый и популяризатор бросает спекуляции о будущем и возвращается к корням. Полкниги Каку ведет от механики Ньютона к теории струн, на которой в 1970-х заработал себе имя в науке. По его мнению, из того, что есть, именно эта теория лучше всего описывает устройство Вселенной. Под конец Каку задается метафизическими вопросами. О смысле Вселенной читайте в отрывке на нашем сайте.

Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии

Моника Блэк; Альпина нон-фикшн

В это трудно поверить, но в 1950-х в Германии искали ведьм и стояли в очередях к целителям. С другой стороны, мы вообще мало что знаем о немцах, проигравших в войне, узнавших о преступлениях нацистов и очутившихся в разрухе. Исследование Моники Блэк интересно уже поэтому, но также потому, что позже, в перестройку, наше общество, пытаясь оправиться от потрясений, тоже ударилось в мистицизм. О дурных предзнаменованиях, которые мерещились немцам, читайте в отрывке на нашем сайте.

Путеводитель зоолога по Галактике: Что земные животные могут рассказать об инопланетянах — и о нас самих

Арик Кершенбаум; Альпина нон-фикшн

Далекие планеты отличаются от нашей, иногда — разительно. Если там есть жизнь, то и она наверняка не похожа на то, к чему мы привыкли. Тем не менее на организмы в других мирах действуют те же силы природы, что на Земле (например, гравитация, естественный отбор). Исходя из этого, биолог Арик Кершенбаум рассуждает, какими могли бы быть инопланетяне. Как и "Запутанная жизнь", его "Путеводитель…" попал в несколько списков лучших книг 2020 года.

Скринлайф. В поисках нового языка кино

Тимур Бекмамбетов; Альпина Паблишер

В 2015 году Бекмамбетов выпустил знаковый для современного мира кино фильм "Убрать из друзей". Тогда зрители впервые познакомились с жанром скринлайф. Сейчас многие режиссеры используют этот экспериментальный метод. Как он зародился и как правильно работать в этом стиле, как к этому относятся в Голливуде и на больших кинофестивалях, рассказывает сам идеолог скринлайфа в своей книге.

Русский в Англии. Самоучитель по беллетристике

Борис Акунин; Альпина Паблишер

Не думайте, что это какой-то учебник о том, как написать книгу, полный теории и скучных упражнений. Акунин, один из знаковых современных писателей, дает настоящий мастер-класс — как подобраться к этому непростому искусству, причем делает это на примере самого себя и других авторов, которые жили и работали в Англии.

Венедикт Ерофеев и о Венедикте Ерофееве

НЛО

Многие читатели знают Венечку Ерофеева по знаменитой "Москва — Петушки", но была ли эта книга столь автобиографичной, как о ней говорят? Составители этого сборника через поэмы автора, архивные документы, интервью и письма пытаются раскрыть другую, возможно, ранее никому не известную сторону Ерофеева, который до сих пор считается очень загадочной фигурой.

Адаптация как симптом. Русская классика на постсоветском экране

Людмила Федорова; НЛО

Произведения Льва Толстого, Федора Достоевского или Антона Чехова часто привлекают современных режиссеров. Людмила Федорова предлагает разобраться, почему многие авторы из раза в раз обращаются к одним и тем же произведениям классиков, и осмыслить, как по-разному все они смотрят на общеизвестные сюжеты.

"Ужас Мой пошлю пред тобою". Религиозное насилие в глобальном масштабе

Марк Юргенсмейер; НЛО

Классическая работа о связи религии и насилия, которая была впервые опубликована незадолго до терактов 11 сентября 2001 года, выдержала несколько переизданий и с тех пор стала еще актуальнее. Чтобы разобраться в этой связи, Юргенсмейер поговорил с религиозными радикалами в разных странах. Книга начинается с глав о фанатиках среди христиан, мусульман, сикхов и представителей других конфессий, а заканчивается анализом того, что их всех объединяет.

Will. Чему может научить нас простой парень, ставший самым высокооплачиваемым актером Голливуда

Уилл Смит, Марк Мэнсон; Бомбора

Уилл Смит никогда не скрывал ни своего происхождения, ни своего детства. Жизнь его протекала в опасном районе, отец его был жестоким человеком, а мать — очень несчастной. Но он смог вырваться из гетто и разрухи и стать одним из самых знаменитых актеров США. О своем пути, творчестве и своей жизни он откровенно рассказывает в первой автобиографии.

Хождение по звукам 2.0

Лев Ганкин; АСТ

Журналист и критик Лев Ганкин уже больше пяти лет ведет одноименную передачу на радио "Серебряный дождь", а это — ее печатная версия. Ганкин — один из тех, кто может простым и доступным языком рассказывать о сложных вещах: как устроена музыка, почему некоторые достойные артисты бывают недооцененными, а еще — знакомит своих слушателей (и читателей) с необычными артистами.

Хороших девочек не убивают

Холли Джексон; АСТ

Еще один необычный триллер с неожиданной развязкой и запутанным сюжетом в нашей подборке. Старшеклассница Пиппа Фитц-Амоби пытается разобраться в убийстве популярной девушки, которое произошло в школе. Все уверены, что это сделал ее молодой человек, но Пиппа считает, что что-то тут не так, и вместе с младшим братом осужденного начинает непростое расследование.

Запутанная жизнь. Как грибы меняют мир, наше сознание и наше будущее

Мерлин Шелдрейк; АСТ, ОГИЗ

Жемчужина "грибного Возрождения", начавшегося на книжном рынке, одна из лучших научно-популярных книг 2020 года. Шелдрейк рассматривает грибы со всех возможных сторон. Сам он миколог, но в сносках попадаются даже работы французских философов-постструктуралистов: разговор не заканчивается на пенициллине и пиве. Если нужно выбрать одну книгу про грибы, то вот она.

Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны

Наталья Конрадова; АСТ, Corpus

​​​

Не "Земля, одержимая демонами" о России, но книга, которая отчасти проясняет интерес к экстрасенсам. Наталья Конрадова, соавтор замечательного проекта "Урал мари. Смерти нет", рассказывает про советские технологии: ЭВМ, систему ОГАС, лаборатории, где пытались разработать аппараты для телепатической связи, — и про мечты о новом, лучшем мире, который эти технологии помогут построить.

Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться

Эрлинг Кагге; Гараж

Арт-рынок, если смотреть на него со стороны, это совершенно непонятный мир, который существует по своим законам и суровым правилам: дилеры пытаются заработать больше денег, а есть те, кто торгует подделками или набивает цену. Что же делать начинающим коллекционерам, как вести себя на торгах, с кем общаться и как продать работу, когда на нее появился спрос, — можно узнать в этом издании.

Ленинград: архитектура советского модернизма

Гараж

Образ Ленинграда, его постройки, авангардные советские здания всегда привлекали историков архитектуры, да и простых туристов. Этот путеводитель поможет разобраться в истории города не только на месте, но и вдалеке от этих памятников, ведь на страницах издания очень много иллюстраций и комментариев.

День, когда мир перестал покупать

Джеймс Б. Маккиннон; Рипол Классик

Канадский журналист пытается разрешить главную дилемму современности: мы одержимы экономическим ростом, но из-за этого разрушаются экосистемы и меняется климат. Как быть, неясно. Маккиннон предлагает меньше потреблять. Тут многие усмехнутся, но лучше сначала прочитать, что Маккиннон, объездив весь мир, узнал у ученых, предпринимателей и обычных людей.

Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти

Шошана Зубофф; Издательство Института Гайдара

Книга, которая вышла меньше трех лет назад, но уже стала классикой (во всяком случае, от словосочетания "надзорный капитализм" некуда деться). Зубофф пишет, что IT-корпорации, выудив наши личные данные через свои сервисы, создали ни много ни мало новый экономический порядок, который угрожает основным правам, свободам и самой демократии. Где-то мы это слышали краем уха, а у Зубофф доводы занимают почти 800 страниц.

Капитал без границ: управляющие частным капиталом и один процент

Брук Харрингтон; Издательство Института Гайдара

Неравенство доходов вызывает все больше интереса у экономистов и возмущение у обычных людей. Брук Харрингтон посмотрела на проблему под необычным углом. Она записалась на курсы управления частным капиталом и потом семь лет опрашивала десятки специалистов из этой сферы — то есть тех, кто делает богатых богатыми, обеспечивает движение капитала в экономике, но также проворачивает темные делишки и, в конце концов, поддерживает и усиливает неравенство как между людьми, так и целыми странами.

Человек и его корова. Роковая экспедиция натуралиста Георга Стеллера

Аура Койвисто; Паулсен

Поучительная биография врача и натуралиста XVIII века, который отправился с Витусом Берингом в Великую Северную экспедицию. У Командорских островов рядом с Камчаткой моряки встретили громадное неповоротливое существо с вкусным мясом. Его назвали стеллеровой коровой и полностью истребили всего за 27 лет. Казалось бы, истребили — ну что же. Но Койвисто клонит к тому, что прямо сейчас то же самое происходит с самыми разными видами, просто медленнее и незаметнее, и что лучше бы нам запомнить урок.

Техника, или Обаяние прогресса

Виктор Вахштайн; Издательство ЕУСПб

Российский социолог — о мире с Telegram, Uber, сервисами доставки и о представлениях, ими порождаемых (а часто воскрешаемых). Книга неисчерпывающая: в ней чуть больше 150 страниц — и только знакомит с подходами к проблеме, что позволит вдумчивее читать разных поп-мыслителей вроде Юваля Харари с его "датаизмом".

Квантовые миры и возникновение пространства-времени

Шон Кэрролл; Издательский дом "Питер"

Согласно одной из самых волнительных интерпретаций квантовой механики, вместе с нашей Вселенной существуют параллельные миры. В своей книге американский физик-теоретик и популяризатор объясняет ее суть и убеждает, что эта интерпретация верная. Кэрролл рассказывает и о других, но вскользь. За это и за то, что он опустил важные возражения против множественности миров, его пожурили коллеги, но даже критики признают многие достоинства этой книги.

Марат Кузаев, Кадрия Садыкова