Актёр Владимир Машков: «Мосфильм» – территория дышащая, у неё большое будущее»
Народный артист России, известный актёр и режиссёр театра и кино, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, многократный победитель премий «Ника», «Золотой орёл», «ТЭФИ» Владимир Машков рассказал, что в его жизни значит «Мосфильм» – легендарная киностудия, расположенная в Раменках.
ГДЕ СНОВА СНИМАЕТСЯ КИНО
– Владимир Львович, какие места в Москве наиболее значимы в вашей жизни?
– «Мосфильм». Это наш кинематографический центр. Я видел «Мосфильм» в разных состояниях – когда начинал сниматься в кино (это было в начале 1990-х), он был в страшном виде, разваленный абсолютно, в павильонах находились склады – лежала мебель для продажи. Бегали большие крысы. В общем, это было чудовищно. Мы тогда снимали картину «Вор». Фактически часть декораций там – это разваленные интерьеры «Мосфильма». Это было жуткое, удручающее зрелище. Жуткое в первую очередь потому, что не снималось кино.
– Какие времена, по-вашему, переживает «Мосфильм» сегодня?
– Подъёма. Конечно, «Мосфильму» повезло, что его взял в руки Карен Георгиевич Шахназаров, он человек последовательный, абсолютно знающий, что он делает, невероятно талантливый, выдержанный, решительный. Конечно, он сделал студию, которая является кинематографическим центром не только Москвы, но и всей России, где снова снимается кино, как в старые добрые времена.
– Вы снимались после «Вора» на «Мосфильме»?
– И не раз. У меня было несколько картин, снятых на «Мосфильме». И потом часто там бывал – «Мосфильм» же многим предоставлял в аренду студии и павильоны. Так что на «Мосфильме» я провёл очень много времени.
– Что ещё вы цените в нынешней жизни «Мосфильма»?
– «Мосфильм» – это не только работа для артистов, это ещё и просветительская деятельность. На территории всегда проходят экскурсии, она дышащая. И я понимаю, что у неё ещё большое будущее. Несмотря на то что студия находится, считай, в центре Москвы, фактически у неё нет возможности развиваться в пространстве. Но место это уникальное.
ЗАЧЕМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ФАЛЬШИВЫМ БОГАМ
– А что сейчас происходит в другом дорогом вашему сердцу месте – Московском театре Олега Табакова, которым вы руководите с 2018 года?
– Помимо постановок премьер, говоря современным языком, у нас произошёл в сентябре большой апгрейд нескольких наших спектаклей. Каждый спектакль, подчёркиваю, каждый – это живая материя. Он уникален, он либо становится лучше, либо хуже. Становиться хуже спектаклям мы не даём, они должны становиться лучше. И в том числе за счёт артистов, которые вошли в спектакли и продолжают исследовать характеры. На нашей новой сцене вышел спектакль «Ночь в отеле», зритель увидел новую Мэрилин Монро, нового сенатора Джозефа Маккарти. Мне кажется, это блистательные актёрские работы артистов нашего театра – Анастасии Тимушковой (Мэрилин) и Александра Фисенко (сенатор). Сергей Угрюмов сыграл легендарного бейсболиста Джо Ди Маджо, мужа Мэрилин, а Авангард Николаевич Леонтьев – великого учёного Альберта Эйнштейна.
Как сказал в пьесе Эйнштейн, мы ставим в центр своего мира фальшивых богов и поклоняемся им. Нам нужно это. Так появилась Мэрилин Монро, которая ненавидела свой образ, но была в нём роскошна, а мечтала о судьбе Элизабет Тейлор. Джо Ди Маджо – великолепный спортсмен, обладающий невероятными способностями, самый быстрый, самый ловкий и самый обаятельный. Джозеф Маккарти – яростный человек, который вёл за собой убеждённых им людей, – состояние ненависти и агрессии, почти нацизма, для многих бывает так желанно.
Для меня это четыре стихии – огонь, вода, воздух и земля, они всё время в столкновении, но необходимы друг другу. Пройдя через эмоциональный процесс в этом спектакле, идя в нём от себя, понимая, исследуя структуру каждого образа, важно найти в самом себе соединение этих четырёх стихий. И дальше посмотреть, что это может быть за взрыв, если они столкнутся. Что же касается здания, в котором находится наша историческая сцена на улице Чаплыгина, д. 1а, то ждём капитального ремонта.
КАК ВЫЙТИ ИЗ ПОДВАЛА
– Каков план по ремонту исторической сцены «Табакерки»?
– Будут обновлены все инженерные системы, административные помещения, но самое главное – наши зрительские и актёрские пространства. Зрительный зал, сценическое оборудование – всё это не ремонтировалось на протяжении 35 лет. Учитывая возраст здания, построенного в 1911 году, оно требует большого внимания. Главное, что мы не отходим от нашей истории, наша задача – сохранить атмосферу и дух нашего угольного подвала, атмосферу, в которой родился Театр Олега Табакова.
– Гримёрки тоже обновите?
– Да, гримёрные помещения будут обновлены. Если бы вы туда зашли… Хорошо, что не видят люди, зрители, как существуют артисты в театре за кулисами. Там, конечно, немножко бойлерно – ну, это угольный подвал, повторюсь, это естественно. Но мы в нём живём. Надеюсь, сейчас вылезем из этой ситуации.
ИММУНИТЕТ ОТКРОЕТ ДВЕРИ
– Многие руководители театров жалуются на то, что им тяжело выживать в пандемию. А как «Табакерка» переживает ковидные ограничения?
– Театр без зрителей невозможен. Мы жили и в совсем тяжёлое время, когда было 20–25% зрителей, 50%. С декабря будет 70% с обязательным предъявлением QR-кодов. И конечно, с нетерпением ждём, когда всё-таки выработается коллективный иммунитет и мы коллективно пойдём в театры и коллективно обменяемся чувствами. Для чего и существует, собственно, театр!