Свобода слова. О чем снимают молодые режиссеры на Кавказе и как на это повлиял Александр Сокуров

Марина Аброшина
Свобода слова. О чем снимают молодые режиссеры на Кавказе и как на это повлиял Александр Сокуров
© Lenta.ru

Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

Бывают в жизни события поворотные. И приезд режиссера Александра Сокурова в Кабардино-Балкарию с целью преподавания можно считать именно таковым. Эта идея не только перевернула жизни нескольких людей, но глобально — состояние всей индустрии. Благодаря его таланту сегодня мы можем наблюдать работы молодого поколения, которые обрели смелость говорить. Причем говорить на темы неоднозначные, болезненные, не боясь критики. Их имена уже известны всему миру, а их работы отмечают величайшие современные критики.

Например, «Теснота» Кантемира Балагова стала началом новой волны кавказского кино, наполненного иными смыслами. Полнометражный дебют ученика Сокурова был первым кавказским фильмом, получившим отклик европейского киносообщества. В нем Кантемир погружает нас в локальные проблемы, показывает особенности местности, культуры, социального уклада.

В фильме зрителям показан Нальчик 1998 года. Главная героиня Илана — протестная личность, у нее на все свое мнение, отличное от семьи: она работает в гараже и занимается не «девчачьей» работой, собирается замуж за человека, которого не одобряют родители. Она сама строит свою жизнь и, казалось бы, уже ничто не ставит ее перед ультимативными выборами. Однако в семье происходит беда, в результате чего героиня оказывается перед принятием сложного решения: сможет ли она пожертвовать своими выборами?

Теснота бывает разной — физической и душевной. Она может подступать к горлу, когда человек один или когда он находится в окружении толпы. Так или иначе, проблематика свободы становится центральной в этой картине. Другая тема — жизнь женщины в патриархальном строе: как со сменой поколений происходит изменение ценностных ориентиров. И хоть фильм показывает события конца 1990-х, в целом сквозь строки читаются вопросы: кто сегодня современная кавказская женщина? О чем она мечтает? Чем хочет заниматься? Чего она боится?

Подобные вопросы также бросаются в глаза и при просмотре картины «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, о которой я уже рассказывала в предыдущей колонке, рассуждая о женском кино в России. Тема «женского», не гламурного, не бытового, а глубинно природного прослеживается и в других ее работах. Например, в «Софичке» — экранизации произведения Фазиля Искандера о девушке, которая возвращается в родную деревню после 20 лет ссылки. В этой картине режиссер обращает внимание на тему потерянной юности. Вообще по работам Коваленко заметно, что эта тема сильно ее волнует.

После непростой истории в семье и потери ребенка Софичка дает жилье дезертировавшему брату мужа — из-за чего и попадает в колонию. Возвращение в деревню после череды жутких испытаний для ума, тела и души становится шансом погрузиться в события юности и хотя бы в воображении приблизиться к таким важным моментам молодости.

Вcе, начиная от простых бытовых вещей и заканчивая сценой у могилы мужа, автор показывает в «лоб», не наигранно, иногда даже слишком откровенно. Удивительно то, что несмотря на светлые и чистые намерения героини, жизнь не жалеет ее: кажется, что чем дальше, тем тяжелее. Несправедливо? Конечно. Но именно в этом заключалась попытка Коваленко отрефлексировать справедливость как таковую: а существует ли она вообще? И как она работает?

Несмотря на то что картина показывает события середины 1960-х годов, тема несвободы актуальна до сих пор, она же прослеживается и в «Тесноте» Балагова. Пройдя через такой путь и освободившись физически, Софичка не может сбросить груз тяжелого прошлого с души. И непонятно, сможет ли когда-нибудь.

Дебют третьего талантливого ученика Сокурова Владимира Биткова «Глубокие реки» не отступает от заданной темы. Сюжет строится вокруг младшего сына семьи, который возвращается домой с целью помочь братьям и отцу с заказами по лесным заготовкам. Приехав, он понимает, что все проблемы, от которых он уезжал, никуда не делись: нищета, непосильный труд, конфликты в сообществе, отсутствие близости в семье.

Все эти «боли» вновь наваливаются на главного героя, но на этот раз с новой силой. Перед человеком всегда стоит выбор: оставаться ли в нынешней реальности и упорно, с тяжестью менять ее? Или оставить все и бежать в надежде на лучшую жизнь? И что делать, если прошлое вдруг все-таки нагонит и напомнит о себе? Ведь от себя и своих корней убежать не получится. Режиссер предлагает поразмышлять об этих вопросах. Кроме того, используя простые и понятные аллегории, он помогает зрителю додумать правильный ответ. Например, один из кадров демонстрирует отчий дом героя, который находится в опасности из-за сильного течения близлежащей реки. Таким образом Битков говорит, что течение изменений, новшеств может разрушить старые догмы и устои.

Как мы видим, все работы учеников великого Александра Сокурова объединяет тема несвободы: от семьи, от долга, от общества, а главное — от самого себя. Таким образом, умное, честное и откровенно-правдивое кино постепенно прорывается наружу и задает вопросы. Хочется надеяться, что это только начало.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора