От Георгия Свиридова до Агафьи Лыковой. Киноработы года

«Русская планета» и радио «Радонеж» продолжают цикл материалов о православном взгляде на события в стране и мире. В центре внимания - традиционный кинофестиваль «Радонеж» и его работы.

От Георгия Свиридова до Агафьи Лыковой. Киноработы года
© Русская Планета

Не знаю, в ковиде дело, или нет, и нужно ли пенять на него за то, что по прошествии нескольких дней после закрытия фестиваля «Радонеж», все увиденные фильмы в моей голове слились в единую картину с множеством различных эпизодов.

Но я все же попытаюсь выбрать из плотно спаявшихся наиболее интересные. Порадовало меня то, что, невзирая на ковидные ограничения и запреты, режиссеры и сценаристы продолжают успешно работать.

На фестиваль 2021 года было прислано две с половиной сотни работ с широчайшим охватом тем и проблем, начиная с Рождества Христова и до сегодняшнего дня. Хороших фильмов было очень много, и у жюри возникли серьезные трудности в их оценке.

Слава Богу, в этом году отметилось поразительное единомыслие, и жарких споров, как на прежних фестивалях, не происходило. Но, все же, выделить лучшие было нелегко. Да и какими критериями пользоваться, и кому отдать предпочтение, когда выбираешь между сделанными на высоком профессиональном уровне фильмами о великом русском композиторе Георгии Свиридове и о старообрядке Агафье Лыковой, живущей в глухой сибирской тайге? Судьбы героев исполнены глубочайшего трагизма, и они при полярной несхожести, глубоко и образно повествуют о великой трагедии России в ХХ веке. Отметили и наградили оба фильма.

Широко была представлена военная тематика. И если о подвиге блокадного Ленинграда рассказано довольно традиционно, то в фильме «Отец солдата» тема войны открылась для многих неожиданно в христианском осмыслении. Это фильм о фильме. Голливудские ленты этого жанра, рассказывали, в основном, в комическом ключе о том, как создавалась та или иная картина. Фильм «Отец солдата» знакомит нас с трудностями прохождения через советскую цензуру и открывает глубокий евангельский смысл всего фильма и отдельных эпизодов, ставших хрестоматийными, но до сих пор до конца не понятыми. Оказывается, в эпизоде, когда старый солдат находит своего сына Годерти во время штурма огромного здания, перед самой гибелью сын поет песню о виноградной лозе. Оказывается, это не просто красивая грузинская песня, а молитва. И тема виноградной лозы, как символа Христа, проходит через весь фильм. Когда наш танкист сминает своим танком лозу в «фашистском» винограднике, старый солдат бросается под танк и ударяет вылезшего из него командира. Этот и многие другие эпизоды показались начальникам Госкино криминальными. До режиссера Чхеидзе ТАК никто не показывал войну. Картину отправили на суд военных.

В Министерстве Обороны собрались генералы и полковники – участники войны. То, что испугало чиновников от кино, военными было встречено восторженно. Многие плакали и благодарили режиссера за то, что тот показал войну без идеологических шаблонов очень человечно и трогательно. Фильм был принят, а потом началось его поистине триумфальное шествие по СССР и всему миру. Даже американская киноакадемия признала его лучшим фильмом года. А на Родине происходили невероятные вещи. На стадионе футбольные болельщики, узнав, что на трибуне сидит Серго Закариадзе, сыгравший роль отца солдата, встали и долго аплодировали ему.

Дочь режиссера Чхеидзе рассказала о том, как уголовник-рецидивист, находившийся долгие годы в розыске, пришел в милицию с повинной и заявил, что после фильма «Отец солдата» почувствовал, что больше не может продолжать преступную жизнь. В обезбоженном СССР в шестидесятые годы прошлого века Резо Чхеидзе и Серго Закариадзе своим фильмом, без преувеличения, пробудили души у многих людей. Не поминая ни разу Имя Господне, они сумели создать христианнейший фильм. Мы же, имея возможность не прятаться за эвфемизмы и иносказания, можем открыто говорить о Боге. Только нам не всегда хватает таланта и веры для того, чтобы говорить о Нем убедительно, помогая неверующим обрести веру, а верующим построить свою жизнь на основе Христовой Правды. Но в некоторых фильмах авторам все же удалось тронуть сердца и показать красоту жизни благочестивых людей, «возлюбивших ближнего, яко самого себя». Только смотреть эти фильмы нужно зрителям отдельно, а не в коллекции сотни работ высокого художественного достоинства.

Трогательная история рассказана в фильме Ирины Минигалеевой «Парикмахер духа». Героиня, оказавшаяся в трудном положении, решила служить тем, кому еще хуже, чем ей. При храме, где раздают одежду и еду, она открыла парикмахерскую. Ее клиенты после того, как она вымывает им головы и делает стрижку, с удивлением рассматривают свои отражения в зеркале. Мы видим, как женщины с опухшими лицами, с глазами, опущенными долу, буквально преображаются: из жалких замухрышек становятся нормальными и даже симпатичными. «Неужели это я?» - читается в их удивленных взглядах. Один мужчина, долго рассматривая себя «зело похорошевшего» после стрижки, весело заявляет: «Пойду искать работу. Теперь примут».

Этот фильм – история о том, как простая женщина своим нехитрым искусством дает надежду бездомным опустившимся людям и позволяет им и нам увидеть в них образ Божий.

В фильме Татьяны Маловой «Что там видно с колокольни?» героиня – поэтесса Мария Теплякова, уехавшая из Петербурга в Суздаль, стала звонарем и очень поэтично рассуждает о преимуществах жизни в маленьком городе, где сохранились прекрасные монастыри и церкви. Она говорит о том, что с колокольни видно все, если смотришь глазами любви. В этом сохранившемся уголке дореволюционной России остро переживается красота и поэзия жизни. На вершине колокольни она чувствует себя небожителем. Здесь по-особенному переживается время Великого Поста, когда над городом слышен только благовест. На колокольне ни с чем несравнимая жизнь. Здесь и в сильный мороз чувствуешь, что жизнь прекрасна. Несколько ударов в большой колокол – и стихает сильный ветер. Одним словом, колокольня – это ее Небесный Иерусалим.

В фильме Елены Мироненко «Единая вера, единый язык» поднята очень актуальная проблема. Славянские народы, получившие азбуку от Кирилла, Мефодия и их Охридских учеников Наума и Климента, а вместе с письменностью и главную Книгу всех времен и народов – Евангелие, были объединены единой Верой. Во всех славянских странах, принявших кириллицу, богослужение велось на церковно-славянском языке. Но, как только стала угасать в народах Вера, стало распадаться и единство. Некоторые безо всякой реальной нужды перешли с кириллицы на латиницу. Дело дошло до того, что народы, освобожденные Россией от турецкого ига, оказались в стане наших врагов и позволили разместить на своих землях натовские базы. Но, к счастью, это дело рук не народа, а правителей, а в церквах по-прежнему ведутся службы на церковно-славянском языке. Это дает надежду на то, что православные народы одумаются и по милости Божией вновь объединятся и покажут миру силу единения во Христе.

Особого упоминания заслуживает фильм Ирмы Комладзе «Дирижер духа» о Валерии Халилове. Он погиб в авиакатастрофе на пути в Сирию вместе с оркестром и артистами хора имени Александрова.

Валерий Халилов был главным военным дирижером Российской армии в чине генерал-лейтенанта. Он был прекрасным композитором - продолжателем традиции русской классической музыки. Его марши – это величественный гимн исторической России, свидетельствующий о ее великом прошлом и героической работе по восстановлению духовных, культурных и воинских связей с тем, что наработано за нашу тысячелетнюю историю.

Генерал Халилов – это воин Суворовского образца (слуга царю, отец солдатам). Он даже внешне похож на Суворова. Выпускник московского суворовского музыкального училища он навсегда остался кадетом: верным Родине и воинскому братству. Валерий до конца дней проявлял отеческую заботу о будущих военных дирижерах. В нем не было и намека на начальственную спесь. Никакого чванства. Всегда внимателен ко всем, не взирая на чины и звания, предупредителен и заботлив. В гастрольных поездках иногда спал на полу вместе с оркестрантами. Друзья, коллеги, родственники, подчиненные вспоминают о нем, как о глубоком, цельном человеке широкой души, большого таланта, невероятного усердия в работе, верного друга, а комендант кремля, с которым они проводили фестиваль «Спасская башня» характеризуя его сказал: «Уникальный, великолепный, бесподобный». Не о многих генералах можно сказать такое. Фильм «Дирижер духа» замечателен тем, что показал новую армию – армию, в которой офицеры и суворовцы молятся и поют на панихиде, исполняют увертюру к опере «Война 1812 года», в которой звучит молитва «Спаси Господи люди Твоя…».

Меня это потрясло, потому что я помню армию, в которой за нательный крестик солдата били всем взводом. А в этом фильме мы видим настоящих воинов Христовых. Коллеги Валерия Халилова говорят красиво, образно и даже афористично. Говорят о тайне музыки, о том, что она проникает в душу, словно весточка из горнего мира, соединяя земное и небесное. Через музыку и молитву люди объединяются в народ. Духовой оркестр способен стать духоподъемной силой, воодушевляющей и настраивающей на достижение победы. И такую музыку дарил людям военный дирижер Валерий Халилов. На парадах и во время фестиваля «Спасская башня» он управлял тысячами оркестрантов из многих стран мира. И если труд музыканта духового оркестра сравнивают с трудом шахтера, то трудно представить, с чем можно сравнить труд дирижера, буквально, держащего в своих руках это музыкальное воинство.

Мы благодарны создателям фильма «Дирижер духа» за возможность увидеть человека, исполнившего заповеди Господни: возлюбившего ближнего своего, положившего жизнь за други своя, всегда радостного и ничего не боявшегося. Это был воистину герой нашего времени. Фильм о нем – это памятник. И да будет память о рабе Божием Валерии в род и род! Вечная память!

А фестивалю «Радонеж» пожелаем продолжаться до скончания века, не взирая ни на какие эпидемии и кризисы, радуя зрителей и восхваляющих Господа Бога!

Радио Радонеж