Апология круга пианиста Алексея Володина в ГМИИ имени Пушкина
Фортепианный вечер под названием "Апология круга" из 24 прелюдий опус 34 Шостаковича и 24 прелюдий опус 28 Шопена стал оригинальным музыкальным ответом на концептуальный вызов выставки французского куратора Жан-Юбер Мартена "Бывают странные сближенья", которая проходит в Музее изобразительных искусств им. Пушкина с 9 ноября 2021 по 6 февраля 2022 года. Не случайно композитор-романтик XIX века Фредерик Шопен и представитель XX столетия Дмитрий Дмитриевич Шостакович значились в афише одного концерта "Апология круга". Какие странные сближенья обнаружились в циклах двух авторов разных эпох, различных стилей и мировоззрений решали слушатели. Идея сольного выступления Алексея Володина, как и всех концертов фестиваля "Декабрьские вечера" , непосредственно связана с необычной концепцией выставки странных сближений. Один из разделов экспозиции имеет подзаголовок "От яблока к земному шару". Эта тематика трансформировалась в идею круга и его апологии - оправдания важности существования такого принципа в музыке. 24 прелюдии Шопена написаны в 1838-1839 годах, 24 прелюдии Шостаковича спустя столетие в 1932-1933 гг. Но оба цикла отсылают к фундаментальному творению Иоганна Себастиана Баха, который написал 48 прелюдий и фуг, два тома Хорошо темперированного клавира по 24. Идея Баха – использовать все тональности. У Шостаковича и Шопена пьесы следуют друг за другом по квинтовому кругу, охватывая все сначала диезные, а потом бемольные тональности. Алексей Володин в первом отделении исполнил прелюдии Шостаковича с образным кругом тем века XX-го, второе отделение погрузило зал в переживания личности предшествующего романтического столетия, тонкого лирика польской земли Шопена. Эффект восприятия различных музыкальных стилей оказался очень схожим с осматриванием экспозиционных пространств выставки, где зритель активирует все свои чувства, ассоциации, знания и опыт для определения разного рода сближений. Получение эстетического наслаждения усиливается внутренней работой зрителя выставки и слушателя концерта, ищущих точки соприкосновений в несхожем художественном материале. Зрительское путешествие по интеллектуальному квесту Жан-Юбер Мартена и слушательское проживание Шостаковича-Шопена в интеллектуальном исполнении Алексея Володина стало увлекательным и поразительным опытом. Мировое искусство наполнено многочисленными парадоксальными схожестями, которые повторяют друг друга, ходят по кругу, но дальше делают виток по спирали. И в этом тоже апология круга. Алексей Володин подарил нам целую вереницу ярких доказательств сближений образной и жанровой сферы (круга) прелюдий двух композиторов. Манера исполнения музыкантом обоих стилей, как это ни странно на первый взгляд, была очень близка. В самом лучшем смысле пианист "ошопенил" Шостаковича и "ошостаковил" Шопена, будто сместил эмоциональные акценты. Он в большей степени окрашивал музыку Шостаковича поэтичностью и мягкой лирикой. В шопеновских пьесах преувеличивал беспощадно траурные ритмы и расщеплял терцию мажоро-минора. В целом игра пианиста отличалась технической и звуковой безупречностью. Стильный вкус, концептуальная идея, игра воображения и интеллекта - эти высокие понятия характеризуют изысканность места описанных здесь событий, а именно, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и фестиваля "Декабрьские вечера".