О чем культовая «Матрица»? Разбираем метафоры серии [часть 2]
Мы продолжаем разбирать смыслы, спрятанные в легендарной трилогии «Матрица». Фанаты со всего мира на протяжении двух десятилетий пытаются разгадать, о чем же сняли фильм Лана и Лилли Вачовски (Lana Wachowski and Lilly Wachowski). Коммунисты и капитализм Одним из важнейших пластов является тема ужасов капитализма. Еще в манифесте коммунистической партии говорилось о том, что «люди ежедневно и ежечасно порабощаются машинами». Причем сами эти люди не желают выходить из рабского состояния, предпочитая иллюзорную стабильность решительным действиям и изменению своего положения. Центральная корпорация в фильме «Матрица» называется Metacortex, что означает «центральный разум», то есть именно она контролирует всех людей в этом мире, представляя собой аналог «Большого брата». Агенты под властью агента Смита могут брать абсолютно любого человека, становиться им и использовать в своих целях. Ровно это, по мнению Вачовски, и делает с людьми капиталистическое общество, где каждый является винтиком в системе, которая продвигает лишь определенную группу людей у власти. «Матрица» демонстрирует, что покинуть матрицу (читай — выйти из капиталистической среды) — значит потерять преимущества этой системы (стабильность и упорядоченность), но обрести что-то истинное и настоящее (друзей и семью), что и происходит с героем Нео. Трансгендерность Этот пласт смыслов стал активно разыскиваться поклонниками в особенности после того, как режиссеры фильма сменили пол. Впрочем, тема трансгендерности лежала практически на поверхности, так что искать ее слишком долго даже не пришлось. Как оказалось, даже красная таблетка — один из центральных символов фильма, схожа по цвету с препаратом Premarin, который транс-женщины принимали в 90-е годы. Кроме того, поклонники обратили внимание и на то, что Матрица представлена в виде двоичного кода, в результате чего человек заведомо определяется той или иной средой. По мнению режиссеров, нельзя записать человека в черное или белое, поэтому система, царящая в Матрице, в корне не верна. Чтобы обратить внимание на гендерные роли, Вачовски взяли в фильм женщин с короткими стрижками. Так, сама Тринити не раз упоминает, что ее принимали за парня. Эту же ошибку совершает и Нео во время одной из первых встреч. Важной в данном контексте считается и сцена ближе к финалу фильма, где агент Смит пытается скинуть Нео под поезд. Это перекликается с историей о попытке суицида, рассказанной в интервью Ланой Вачовски. Женщина призналась, что пыталась покончить с собой и броситься под поезд из-за своей ориентации. Показательно, что в сцене с поездом в фильме агент Смит пытается навязать Нео его имя в Матрице — мистер Андерсон. Это является аллегорией навязывания сексуальной ориентации, гендера и так далее. Не пропустите продолжение легендарной серии фильмов «Матрица: Воскрешение» в кино с 16 декабря!