Моцарт — на саксофоне, Depeche Mode — на гобое: лауреаты конкурса «Щелкунчик» рассказали о пути к победе
Каждое соревнование — серьезный экзамен для его участников. Результат может быть непредсказуем, но каким бы он ни был, важно не останавливаться. Именно так поступают победители XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», который с 2000 года проводит телеканал «Россия К» («Культура»). Участвовать в нем могут исполнители в возрасте до 14 лет со всего мира, а выступления ребят оценивает интернациональное жюри.
О том, насколько сложно соревноваться в прямом эфире, возможно ли совмещать учебу с музыкой, а также о своих мечтах лауреаты конкурса и их родители рассказали mos.ru.
Глеб Семенов — от фортепиано к медицине и обратно
13-летний Глеб Семенов завоевал «Серебряного Щелкунчика» в номинации «Фортепиано». Юный пианист учится в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена у преподавателя Алексея Холодова.
«На фортепиано я играю благодаря маме, именно она выбрала для меня этот инструмент, когда я был совсем маленьким. Заниматься начал в шесть лет. Несмотря на то что мои родители — врачи, они считают музыкальное образование важным для интеллектуального развития. Например, моя родная сестренка Ульяна, ей семь лет, сегодня учится играть на скрипке и профессионально занимается балетом», — рассказал Глеб.
Дарья Русакова, мама Глеба, разглядела талант в детях в раннем возрасте и сделала все возможное, чтобы дать ему раскрыться. Глеб, например, обладает абсолютным музыкальным слухом и легко запоминает информацию. Такие способности помогают ему и в учебе: мальчик учится на отлично в английской спецшколе, где ему легко даются языки.
«Я учусь в медицинском классе в школе с английским уклоном № 1253. С седьмого класса началось распределение по направлениям, я выбрал медицину. А до этого углубленно изучал английский и немецкий языки», — заметил Глеб Семенов.
Однако игра на фортепиано занимает большую часть его жизни. Только в 2021-м он стал финалистом на соискание грантов Мэра Москвы (второе место) и лауреатом Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», получил первую премию Международного конкурса фортепианного искусства Maestoso (Казань), Гран-при Международного конкурса пианистов имени Рудольфа Керера (Москва). Теперь к ним добавился и конкурс «Щелкунчик». В финале Глеб Семенов исполнил третью часть Концерта для фортепиано № 1 Феликса Мендельсона и завоевал серебро.
«Участие в “Щелкунчике” — большая ответственность. Все три тура проходили в прямом эфире. К сожалению, в этом году в связи с пандемией зрителей в зале не было, потому что обычно и публика поддерживает. Хотелось бы отметить прекрасный оркестр, дирижера и жюри», — поделился пианист.
Среди творческих достижений Глеб отмечает то, что он стал стипендиатом фонда «Новые имена», принял участие в телевизионном проекте «Синяя птица», а также прошел отбор на Международный юношеский конкурс имени П.И. Чайковского.
Пока юный музыкант не знает, как сложится его жизнь. Но сегодня Глеб также интересуется дирижированием, исполнением оркестровой музыки и художественной трактовкой произведений.
Дмитрий Мелькумов: В моей жизни две страсти — гобой и футбол
Для 13-летнего Дмитрия Мелькумова, обладателя «Золотого Щелкунчика», участие в телевизионном конкурсе стало дебютным. И пусть два первых тура проходили в стенах его родной Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, но играть на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского довелось впервые. Особенно непривычно было выступать перед камерами. Но этот опыт Диме понравился. Тем более он получил премию «Золотой Щелкунчик» в номинации «Духовые и ударные инструменты». В финале он исполнил Концерт для гобоя с оркестром Алессандро Марчелло.
«Выступать перед таким авторитетным жюри было волнительно. Мне все время казалось, что я забываю ноты. Но с самого начала было очень сильное желание сыграть программу второго тура, и моей главной целью было выйти туда. О финале я мог лишь мечтать. Конечно же, я был невероятно счастлив, что получил там золото. Это безумно приятно. Меня так много людей никогда в жизни не поздравляло: при личной встрече, в соцсетях», — говорит Дима.
Юный музыкант участвует в международных конкурсах с 2015 года. Выступления уже принесли ему более 10 премий первой степени или Гран-при.
В семье Димы музыкой профессионально никто не занимается. Рекомендацию же перейти на гобой родители Дмитрия получили при его поступлении в школу от подводившего итоги экзаменов директора Михаила Хохлова.
Наибольшее влияние на развитие Дмитрия как музыканта оказал его педагог по классу гобоя Денис Освер. «Это тот человек, без которого не было бы меня как музыканта. Это великолепный музыкант (первый гобой в оркестре “Новая Россия” под управлением Юрия Башмета) и потрясающий преподаватель», — отметил Дима.
А еще юный гобоист любит футбол. На фестиваль-конкурс «Музыка мира» в Иерусалиме Дима отправился со сломанным пальцем стопы и играл в гипсе. Музыковед Михаил Казиник, подводя итоги конкурса, сказал, что миру нужно больше хороших гобоистов, хороших футболистов и так достаточно. Тогда Дима вернулся в Москву с очередными победами — двумя Гран-при за гобой соло и дуэт с флейтисткой Ксенией Агафоновой.
Несмотря на юный возраст, Дмитрий является победителем многих престижных международных конкурсов и обладателем трех Гран-при. Девять раз он становился лауреатом первой степени.
Для гобоя написано не так много произведений. Сам Дмитрий может играть на нем разную музыку: от Depeche Mode до сюит Бенджамина Бриттена.
Свое будущее Дмитрий связывает с музыкой. Возможно, он будет играть в оркестре, а пока учится и готовится к новым конкурсам.
Константин Синев — юный музыкант, говорящий «нет» стереотипам
14-летний саксофонист Константин Синев участвовал в конкурсе «Щелкунчик» не впервые. Но в 2020-м выступление пошло не по плану — он не вышел во второй тур.
«Для меня выступление в этом году имело особое значение: мне нужно было преодолеть психологическую травму, которую я получил от своего поражения, и это удалось — я прошел и во второй тур, и в финал. А в итоге меня удостоили “Серебряным Щелкунчиком” в номинации “Духовые и ударные инструменты”. Если в прошлом году я был единственным саксофонистом, отобранным на этот конкурс, то в этом у меня был конкурент — Анна Калихман, представляющая академическую школу», — отметил Костя.
Отец Кости Владимир Синев считает, что талант сына раскрылся благодаря домашним занятиям. Он сам был одним из наставников Кости вместе с пианистами из Московской консерватории Юлией Корень и Василием Заболотним. В молодости Владимир тоже занимался музыкой, но позже выбрал художественное направление. В 2015 году он вернулся из командировки и увидел старшего сына Костю с блокфлейтой. После того как родители поняли, насколько семилетний ребенок серьезно увлечен этим инструментом, они купили ему сопрано-саксофон, и начались настоящие уроки с отцом и концертмейстерами.
Сначала Костя занимался в музыкальной школе в Долгопрудном, затем в детской школе искусств имени А.Н. Верстовского в соседнем городе Химки. Когда он выучил первое сложное произведение — Концерт для гобоя и струнных ре минор Алессандро Марчелло, родители поняли, что у Кости есть талант и его нужно развивать.
«Мой первый конкурс прошел зимой 2017 года. На нем я сыграл Сонату ми-бемоль мажор для флейты и клавира Иоганна Себастьяна Баха и завоевал первое место впервые в жизни, жизни. Мне это очень понравилось!» — рассказал Костя.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже играл довольно технично. В 2018 году в его жизни появился джаз, а в 2019-м он был удостоен Гран-при фестиваля «Детский триумф джаза». Сегодня юный музыкант обучается в Академии джаза (преподаватели Виктор Потемкин и Алексей Подымкин) и детской школе искусств имени А.Н. Верстовского (преподаватели Карина Каграманова и Изабель Кифле). Там он занимается по специальной программе, готовя свои концертные и конкурсные выступления.
«“Щелкунчик” — это, наверное, сотый конкурс в моей жизни, но такой значительный был впервые. С девяти лет я активно участвую в музыкальных соревнованиях, на которых занимал места не ниже вторых и первых. В год получалось не меньше 20 конкурсов», — заметил Костя.
В первом туре конкурса «Щелкунчик» Костя исполнил Рондо фа мажор Вольфганга Амадея Моцарта и Неаполитанскую тарантеллу Оскара Беме. Академические саксофонисты не берутся за такие произведения, так как считается, что тембральная окраска этого инструмента для сочинений Моцарта неблагозвучна. Тарантеллу Беме не играют из-за сложной техники стаккато — двойной и тройной репетиции, которую Костя освоил.
«Костя сыграл эту музыку довольно качественно и показал, что Моцарта и Беме можно и нужно играть на саксофоне. А также Гайдна, Вивальди и любых других композиторов, потому что именно музыкальная практика по-настоящему просвещает ребенка и делает его знающим и культурным человеком», — добавил отец музыканта.
Семен Саломатников — с теорией Гладуэлла к высоким результатам
14-летний Семен Саломатников — ученик детской музыкальной школы имени А.Б. Гольденвейзера (педагог Роман Иванов). Он завоевал на конкурсе «Бронзового Щелкунчика» в номинации «Духовые и ударные инструменты».
Еще в раннем детстве юный трубач ходил в центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость». Здесь мальчик обучался вокалу, а когда стал старше, начал играть на блокфлейте. В шесть лет Семен пришел сюда с мамой Татьяной на день открытых дверей, чтобы выбрать основной инструмент. В первом классе рассказывали о трубе. Мальчик вышел оттуда и сказал: «Я больше ни в какой другой класс не пойду, я выбираю трубу!».
«Обучение шло хорошо. И когда родители на одном из отчетных концертов заметили, как я уверено чувствую себя на сцене, играя на трубе, решили, что моему образованию нужно посвящать больше времени, не ограничиваясь одним разом в неделю», — отметил Семен.
При этом предпосылок, что мальчик станет музыкантом, не было. Среди четырех детей (у Семена есть две сестры и брат) он единственный, кто занимается музыкой.
В прошлом году Семен дошел на конкурсе «Щелкунчик» до второго тура и оказался среди четырех ребят, набравших максимальное количество баллов. Но в финал не попал. В этом году была похожая ситуация, однако на этот раз удача улыбнулась музыканту. В финале Семен исполнил Концерт для трубы с оркестром Йозефа Гайдна.
Год назад Семен узнал о правиле 10 тысяч часов, которое вывел канадский журналист Малкольм Гладуэлл. Согласно ему нужно потратить 10 тысяч часов, чтобы добиться успеха в чем-либо. Теория вдохновила Семена на то, чтобы больше заниматься музыкой. Тем более сейчас парень учится дистанционно в музыкальной школе, а это позволяет экономить до трех часов в день. Теперь занятия на трубе длятся по шесть часов ежедневно.
Такое упорство приносит музыканту успехи. За плечами Семена уже много побед, например в Международном конкурсе трубачей Ictus 2020 (первая премия) и на VII Международном фестивале-конкурсе «Детский триумф джаза» (2021). Он становился лауреатом первой степени в таких конкурсах, как «Солист оркестра» (2020, Владимир) и «Дети за лучший мир» (2019, Хорватия).
Семен Саломатников не мыслит свое будущее без трубы, но пока не знает, в каком качестве — солиста или оркестранта — продолжит свой путь. Еще один важный выбор нужно сделать между классической музыкой и джазовой импровизацией. Время покажет.