Завершение XII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича
2021-й – год 115-летия со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дмитрий Шостакович – один из кумиров Мстислава Ростроповича, который бесконечно пропагандировал музыку композитора. Концерт № 1 для виолончели с оркестром автор посвятил своему другу Ростроповичу. Праздничная увертюра Шостаковича, прозвучавшая в предельно быстром темпе ярко и фанфарно в исполнении ГАСОвцев под управлением Фуада Ибрагимова, предварила исполнение французским музыкантом Готье Капюсоном виолончельного концерта на Большой сцене Концертного зала "Зарядье". Участие в проектах, связанных с памятью Мстислава Ростроповича для виолончелистов всего мира является обязательным и желанным актом их творческой жизни. Красавец-виолончелист Готье Капюсон в элегантном синем костюме вышел на сцену "Зарядья" под громкие аплодисменты, российская публика его знает и любит. После исполнения концерта артист преподнес бис памяти великого Маэстро Славы. "Лебедь" Сен-Санса плыл в пространстве зала, окутанный мягко приглушенным звучанием инструмента Капюсона. Партию арфы исполнила Полина Баранова. Готье Капюсон необычайно популярен и любим у себя на родине, а также известен по всему миру. Сезон 2021-2022 отмечен его 40-летним юбилеем, к которому Капюсон приурочил ряд значительных проектов, концертных и звукозаписывающих. Восточная кровь и творческий энтузиазм в сценическом облике Фуада Ибрагимова позволили провести второе оркестровое отделение с большим блеском. Вальс, Адажио и Шествие из балета "Семь красавиц" Кара Караева, "Американец в Париже" Джорджа Гершвина оркестр сыграл очень "вкусно", соответствуя стилистическим особенностям музыки. Фуад Ибрагимов - главный дирижер Нового филармонического оркестра Мюнхена и Камерного оркестра Баку, коренной бакинец благодарен своему великому земляку Мстиславу Леопольдовичу. Благодаря поддержке Фонда Мстислава Ростроповича музыкант получил неоценимую помощь в освоении дирижерской профессии. Об этом очень тепло дирижер сказал со сцены, обратившись к публике. Бис завихрился бешенным темпом и виртуозностью увертюры "Кандид" Леонарда Бернстайна, завершив серию фестивальных концертов 2021 в зале "Зарядье". 11 декабря в день памяти великой оперной певицы Галины Павловны Вишневской, жены и творческого партнера Мстислава Ростроповича, фестиваль переместился в Центр оперного пения Галины Вишневской, в дом на Остоженке, где все пропитано памятью о выдающейся чете музыкантов. Программа "Неизвестный Шостакович" была представлена в последний день работы фестиваля. Две незавершенные композитором оперы - "Игроки" по Николаю Гоголю и "Большая молния" на либретто поэта Николая Асеева - исполнили солисты и оркестр Центра, основанного Галиной Вишневской. Режиссер-постановщик Михаил Полищук, художник по костюмам Андрей Климов, дирижер Ярослав Ткаленко. Оба сюжета, не смотря на совершенно разную направленность, содержали сатирическо-юмористический элемент, который Шостакович всегда умел мастерски подчеркивать в музыке. Гоголевская историйка рассказывает о картежных шулерах, а "Большая молния" задумывалась к 15-летнему юбилею Октябрьской революции. "Молния" с подачи режиссерского прочтения, а также с высоты сегодняшнего взгляда и вовсе произвела впечатление жуткого фарса, смешного водевиля-опереттки, в котором композитор показывал большую "дулю". Костюмы Андрея Климова воспринимались, то персонажами из колоды игральных карт, то одеждами рабочих фасона Казимира Малевича, и прекрасно смотрелись в сценическом контексте. Во время оркестровых интермедий на заднике сцены крутились кадры кинохроники. Мелькали Шостакович, Ростропович, Вишневская, их совместные поклоны после концертов. Особенно забавно было видеть идею режиссера, когда на моменте звучания блестящей оркестровки музыки "Молнии", Шостакович бесконечно раскланивался направо-налево в повторяющемся кадре. Эти реверансы нисколько не умаляли истинного величия композитора. Наоборот, мудрый и скромный гений выражал мысль, дескать, с меня не убудет, если я склонюсь, но не моя музыка. А музыка даже в незаконченных сочинениях Дмитрия Дмитриевича великолепна и должна исполняться. Исполнение двух незавершенных опер силами Оперного центра прошло на должном уровне. В качестве постскриптума XII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Санкт-Петербурге запланирован концерт солистов и оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской, в программу которого войдет "Неизвестный Шостакович".