«Он всю жизнь ухитрялся оставаться молодым». Умер создатель «Ассы» Сергей Соловьев
Смерть режиссера фильма «Асса» Сергея Соловьева подтвердила пресс-служба Всероссийского государственного института кинематографии. Он был преподавателем на одном из факультетов вуза.
Сергей Соловьев окончил режиссерский факультет ВГИКа. С 1969 года работал на «Мосфильме» и ушел оттуда только два года назад, чтобы возглавить собственную театр-студию в Москве.
На счету режиссера порядка 30 картин, и почти во всех он был основным сценаристом. Первую славу в 1975 году ему принесла работа «Сто дней после детства», которая получила «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. А уже через год его фильм «Чужая белая и рябой» был удостоен специального приза жюри Венецианского кинофестиваля.
Из фестивального в народного режиссера его вывела картина «Асса». Фильм, который стал символом перестройки и подарил всесоюзную славу «Кино», «Аквариуму» и многим другим рок-музыкантам.
Один из приятелей режиссера, президент Гильдии каскадеров Александр Иншаков, который сыграл в «Ассе» одну из эпизодических ролей, назвал Соловьева в разговоре с Business FM одним из лучших представителей российского и советского кино.
Александр Иншаков президент Гильдии каскадеров «В первую очередь он был замечательным человеком, с которым было приятно и работать, и встречаться, и проводить вместе время, когда это складывалось. Он был замечательным педагогом. Я видел и наблюдал его учеников, которые в нем души не чают. Это один из последних великих режиссеров, один из лучших представителей нашего российского, советского кино. Когда такие вещи происходят, это всегда неожиданно, хотя я знал, что Сергей Александрович тяжело болел. Последний раз, когда его видел, был на дне рождения, он был немножко слабенький. Но это всегда неожиданно, конечно же, и всегда очень печально».
В 1980-х Сергей Соловьев получил еще ряд премий европейских кинофестивалей. В 1981 и 1987 годах он даже был членом жюри Венецианского кинофестиваля.
Режиссер был инициатором создания и президентом фестиваля кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске.
Актер и режиссер Александр Адабашьян, который также много работал с Соловьевым, вспомнил его самые памятные работы в разговоре с Business FM.
Александр Адабашьян актер и режиссер «Он появился очень ярко в самой первой своей картине «От нечего делать», отличная короткометражка была по Чехову. А потом одна за одной и «Сто дней после детства», и «Асса», которая была событием для того времени, да и сейчас осталась, и классика, которую он экранизировал. Меня оглоушило просто это сообщение».
Советский и российский кинооператор и фотохудожник Юрий Клименко, который работал с Соловьевым над созданием фильма «Асса-2», отметил богатое наследие режиссера.
— Сергей Александрович был организованным человеком и в жизни все успел. Он успел снять свое кино, успел снять к книге фотографии, успел написать несколько книг, воспитать учеников.
— А как с ним работалось?
— С талантливыми людьми хорошо работается.
— Когда видишь его в общении, в интервью, кажется, что он совершенно такой мягкий и не по-режиссерски без жесткости.
— Сергей Соловьев просто человек был открытый. При этом он всю жизнь ухитрялся оставаться молодым. Я, например, когда перерос молодежный возраст, уже перестал молодежь понимать, а он понимал до конца, до сегодняшнего дня.
В Минкульте смерть режиссера назвали большой потерей. Память Сергея Соловьева могут увековечить в Москве, сообщил председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов.