«Юля переплюнула всех»: Никита Тарасов — о Пересильд, новых «Елках» и карьере в Голливуде
16 декабря в широкий прокат выходят «Елки 8», в которых одну из ролей исполнил Никита Тарасов. Примечательно, что к популярному проекту актер возвращается во второй раз. Накануне долгожданного релиза поговорили с Никитой о его карьере в кино, личном месте силы и поездке на Каннский кинофестиваль, которая многое изменила.
«Леша — это моя любовь»: Подкаминская — о Ягудине, восхищении Тутберидзе и детях
WMJ.ru: Давайте начнем интервью с новых «Елок». Проект по праву считается настоящим новогодним кино. У вас есть фильмы, которые вы непременно пересматриваете в праздники?
Никита Тарасов:Новый год в моей жизни, как правило, проходит без телевизора. На то они и праздники, чтобы посмотреть в глаза родным. Мы не так часто видимся, как хотелось бы, поэтому главный подарок — это общение с семьей, без спешки, не отвлекаясь на гаджеты и прочие экраны. Хотя сквозь года можно было бы проследить эволюцию моего восприятия фильма «Ирония судьбы». Каждый раз открываешь для себя все новые смыслы и оттенки этого народного хита.
WMJ.ru: Как вы сами относитесь к такому семейному кино? Вы, когда выбираете роли, оглядываетесь на семью, дочь?
Никита Тарасов:С моей внешностью сложно сниматься только в семейных комедиях, но этот жанр близок мне как автору. Такие фильмы всегда будут любимы российским зрителем. Жора Крыжовников для меня на сегодняшний день — единственный носитель интонации Эльдара Рязанова. Он сумел поймать, разгадать ту тональность повествования, в которой сняты и «Гараж», и «Служебный роман», и «Невероятные приключения итальянцев в России». Надеюсь, если удастся вновь поработать с Жорой, то получится кино, которое и дочери моей понравится.
WMJ.ru: Расскажите про вашего героя в «Елках».
Никита Тарасов:Я знаю, что у киноальманаха «Елки» сформировалось многомиллионное сообщество поклонников. Интересно, кто из них будет настолько внимателен, что сможет разгадать подвох.
Дело в том, что по иронии судьбы (опять о ней), я снимался и в первой, и в последней частях. Я был уверен, что в одну реку не заходят дважды, поэтому приглашение поехать в Тюмень воспринял, как забавную авантюру. Роли разные с промежутком в одиннадцать лет. В 2010 году я был врачом, теперь — концертный менеджер. Я все-таки сын музыканта. Про «новогодний чес» и закулисье праздничных концертов знаю не понаслышке.
WMJ.ru: Действие новеллы с ним происходит в Тюмени. Чем запомнился этот город?
Никита Тарасов:В Тюмени я пробыл совсем недолго. Сожалею, что в городе не нашлось проводника, который бы рассказал про него с любовью. Меня впечатлил размах исторического парка «Россия — моя история». И аквапарк, в котором мы снимали — настоящий курорт европейского уровня. А еще я набрел в Тюмени на крохотную бургерную, как в Париже. Самый простой интерьер, практичная мебель, меню на одной странице. Все посетители, как одна большая, дружная семья. Всем вкусно и весело.
WMJ.ru: Вас прославил проект «Кухня», в котором вы сыграли роль повара. Расскажите, какую кухню предпочитаете и считаете ли себя гурманом? Тем более, что в Москве недавно раздали первые звезды Мишлен.
Никита Тарасов:Я — гурман кухни моей жены. Да простят меня новоиспеченные обладатели мишленовских звезд, но я убежден, что вкусней всего дома. Я общался с многими поварами. Любой вам подтвердит: дома — лучшее меню. Потому что в еде спрятан главный ингредиент — любовь.
WMJ.ru: В «Кухне» вы сыграли француза Луи. Это такой иностранец в России. А хотелось бы стать русским, например, в Голливуде? Насколько вам интересен западный кинематограф в плане собственной реализации?
Никита Тарасов:Ни в каком плане неинтересен. Вообще. Совсем.
Уехать в кузницу иллюзий, чтобы начинать с нуля, из страны, где мне улыбаются на улицах незнакомые люди — глупый поступок. Я никогда не грезил «Оскаром». Если говорить о проектах вне России, то моя самая большая мечта — сняться в главной роли у себя на родине, в Риге. Или снять картину в качестве режиссера. Латвия полна тайн и загадок, о которых хочется рассказать зрителю. Завораживающая страна!
WMJ.ru: Расскажите, как часто удается побывать на родной земле? И дайте совет знатока: оказавшись в Риге, какие места нужно посетить в первую очередь?
Никита Тарасов:В данный момент я и нахожусь в Риге. Как во многих странах, в Латвии топ-три возглавляет ПЦР-тест в аэропорту. Вы уж точно не пройдете мимо этой, так называемой, достопримечательности. Далее — обязательная десятидневная самоизоляция по приезду. Именно ее я сейчас и прохожу. Мне повезло: я дома в кругу семьи. Если у вас появится возможность пересечь границу в современных реалиях, то советую позаботиться о комфортабельном жилье. Все-таки хотя бы чайник и микроволновка там должны быть. А вот по прошествии десяти дней вас ожидает долгожданная прогулка по старому городу с кафе и магазинами, в которые вас, скорей всего, не пустят. Потому что для входа нужен европейский прививочный паспорт. И это не шутки. Мир изменился и вряд ли будет прежним. Можно только гулять по улице, соблюдая дистанцию. Меня все это очень волнует, понимаете ли… Поэтому завершит мой топ, пожалуй, поход к Домскому собору. Прильнув ухом к готическому витражу, вы сможете услышать отголоски старейшего органа на территории Балтии. И представить, как хорошо, тепло и уютно сейчас тем, у кого в кармане нужная справка от врача.
WMJ.ru: Ваша коллега по фильму Юлия Пересильд недавно слетала в космос. Вы следили за этим полетом?
Никита Тарасов:Вот, уж кому повезло, так повезло.
Юля переплюнула всех русских артистов, снискавших успех в Голливуде. Потому что космос — это круче Голливуда, ну, согласитесь! Теперь Юля — первая и единственная. Если не навсегда, то на моем веку так уж точно. Полет Юлии и Клима Шипенко в космос — пожалуй, одно из немногих общественных событий, за которым я следил так пристально. Неподдельное счастье и гордость — вот, что испытываю после их возвращения!
WMJ.ru: У вас в фильмографии есть не только актерские работы, но и режиссерский опыт. Когда возникло желание оказаться по другую сторону камеры?
Никита Тарасов:Лет восемь назад я получил главную прививку — желание снимать. Это было на фестивале в Каннах, куда мы привезли фильм «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Я увидел своими глазами идеалистическую картинку, которой не мог представить раньше. Сотни кинематографистов со всего мира с утра до ночи фанатично не только обсуждают кино, но создают его по ходу фестиваля. Кто на коленке, кто в респектабельной переговорке. Это были красивые люди с белоснежными улыбками на лицах всех рас и народностей. И не было никаких границ, национальных предрассудков. И главное, не было русской рефлексии. Я был заражен верой в то, что все возможно. Стоит только захотеть! Было ощущение, что на каждом углу в городе люди из разных стран страстно занимаются… кинематографом. С тех пор стараюсь не растерять это чувство.
WMJ.ru: Какими режиссерами вы восхищаетесь и кого могли бы назвать своими учителями?
Никита Тарасов:Даррен Аронофски, Ларс фон Триер, братья Коэн, Мишель Гондри — эти имена из настольной обучающей литературы, пособие для развития. А вот Жора Крыжовников, Дмитрий Дьяченко, Клим Шипенко — это из области реальной практики и личного опыта. Тут, к счастью, есть возможность подсмотреть, как куются хиты. Получить поваренную книгу успешного проекта. Хотя никто из выше упомянутых вам точно не скажет, в чем секрет блокбастера.
WMJ.ru: У вас есть почетная премия Правительства РФ за роль в военной драме «Битва за Севастополь». Что чувствуешь, когда тебя отмечают такими особенными наградами? Внутренне это вас как-то изменило?
Никита Тарасов:Вы знаете, для меня это ведь все случайно. Было бы странно посвятить свою жизнь стремлению получать премии.
В момент, когда мне сообщили новость о том, что нас отметят такой почетной наградой, я в Петербурге грузил из дворца челночные сумки в машину. Таскал реквизит, костюмы, грим и технику, потому что сам для себя затеял небольшую съемку.
Никита Тарасов:Мне сказали по телефону: «Место на Ваганьковском не обещаем, но пенсия будет повышенная». Позже я отнес правительственную медаль в мое местное отделение пенсионного фонда. Показал сотрудникам, они сказали «красивая». На этом наш диалог закончился.
WMJ.ru: Заметила, что в интервью вы часто употребляете слово «случайно»: случайно стал актером, случайно попал в «Кухню». А в судьбу вы верите?
Никита Тарасов:Я — верующий человек, верю в свой путь. Прохожу дорогу жизни, приобретая опыт.
Задумываться на тем, как могло бы быть, и что бы было, если бы когда-то я поступил по-другому, значит, тратить время впустую. Мы все здесь временно. Каждый сам выбирает, быть ли ему счастливым или копаться в своих неудачах и чужих недостатках. Времени отведено крайне мало. Поверьте, каждое новое утро — это величайших подарок и шанс сделать что-то ценное.
WMJ.ru: Актерская карьера — это не только про успехи, но и про поражения. У вас есть личный секрет, как не терять веру в профессию и свой творческий путь, когда какие-то не утверждают на кастинге?
Никита Тарасов:Не обращать внимания и обнуляться. Это «побочка» актерской профессии. Дизайнеры делают десять проектов, из них воплощают в жизнь один-два. Сценаристы пишут талмуды заявок на фильмы и сериалы, и никто не дает никакой гарантии, что хотя бы одна идея выстрелит. Это нормально. Актерам везет больше: они тратят гораздо меньше времени на «холостые» пробы. Утверждение на роль — это совокупность множества факторов. Работая в кино и с той, и с обратной стороны кадра, я отдаю себе отчет: каждая новая роль — это, как выигрыш в лотерею.
WMJ.ru: Никита, вы — успешный и востребованный артист. А остались какие-то мечты из детства или уже из взрослой жизни, которые хотелось бы исполнить?
Никита Тарасов:Спасибо за лестные слова. Я стремлюсь к творческой свободе, к возможности созидать вдохновляющий контент. В детстве, за небольшим нюансом, я мечтал быть тем, кем сейчас и являюсь. Я довольно рано впервые оказался на сцене: мне было не больше четырех лет, когда папа, музыкант ВИА «Эолика», взял меня за руку и вывел к зрителям на сольном концерте коллектива. Стать футболистом или космонавтом я никогда не мечтал.
WMJ.ru: Вы русский, родились в Латвии, прославились ролью француза. А есть страна, посещение которой делает вас особенно счастливым? Личное место силы.
Никита Тарасов:Мне легко дышится в Венеции. Посчастливилось там сниматься и встретить свои тридцать три года на Сан-Микеле у могилы Бродского. Знаете, Венеция — это не только гондолы и чашка кофе на Сан-Марко. Это многоликий Вавилон творческих людей из разных стран. Я рассказывал про поездку в Канны… так вот, тут схожее чувство свободы. Когда толпы туристов испаряются за волнами морскими на горизонте, остается какое-то щемящее чувство легкой грусти, звенящей вечности. И хочется петь, танцевать, любить, писать. Пожалуй, нигде в мире я не получал такого эстетического удовольствия от прогулок среди аварийного жилья. В этом есть особый шарм.
*WMJ.ru: Мы общаемся накануне Нового года. В завершении нашей беседы, расскажите, с какими чувствами вы прощаетесь с 2021-м и чего ждете от 2022-го? *
Никита Тарасов:Ждать ничего не стоит, нужно рассчитывать на самого себя и свои поступки. 2021-й был остросюжетным, насыщенным годом. Мне ни разу не было скучно. Были и новые интересные роли, и много поездок, удивительных встреч. Я благодарен за все, что со мной произошло. И хочу сказать «спасибо» всем, кто причастен к моему обретенному опыту.
Фото:@nikitatarasov/Instagram; Владимир Андреев/ Starface.ru; Пресс-служба KION, CPM, PREMIER