"Люди стали смелее в выборе одежды, и это наконец-то коснулось Омска": интервью с молодым дизайнером
Героиня нашего материала - начинающий омский дизайнер Яна Крылова. Девушка учится на четвёртом курсе кафедры дизайна костюма Омского государственного технического университета. Этой осенью она достойно показала себя на Всероссийском фестивале дизайна и искусств "Сибирская этника". Мы поговорили с Яной о дизайнерах поколения Z, о том, как детские воспоминания становятся основой для стильных образов и можно ли сегодня заявить о себе, не имея раскрученный аккаунт в соцсетях. - Яна, когда ты решила, что будешь заниматься дизайном? - Наверное, я это знала ещё с детского сада. У меня семья такая: мама, тётя, бабушка всю жизнь шили. Я росла в обстановке, где все интересовались модой, поэтому сомнений особо не было, что я пойду в дизайн одежды. Плюс у меня есть база в виде художественной школы. - Когда ты поступила в университет, твои ожидания оправдались? Так ли ты представляла дизайнерское ремесло? - Не скажу, что все ожидания оправдались. Когда ты смотришь со стороны на весь этот мир моды, ты всё равно его как-то идеализируешь, думаешь, что это всё легко, красиво. Но то, что это огромная работа и труд, ты как-то не задумываешься. - А в чём самые большие сложности в учёбе на отделении дизайна? - В том, что тебе нельзя расслабляться. Нужно постоянно набивать руку, развивать свою насмотренность. Постоянно быть в каком-то движении, процессе. - Расскажи о своём проекте, который ты представляла в этом году на конкурсе "Сибирская этника". - Проект сложился из двух тем, которые мне как-то пришли в голову, и я их объединила в своей конкурсной работе. Творческими источниками стали подушки и иллюстрации Ивана Билибина к народным сказкам. У меня сложился в голове образ, а точнее воспоминание о том, как в детстве я ездила к бабушке. У неё на кровати всегда было очень много подушек. Она мне перед сном читала сказки, и я вспомнила вот эти книжки с иллюстрациями. Это послужило вдохновением для моего проекта. Проект "Перина" - А что чаще даёт вдохновение - собственные воспоминания и чувства или так называемая насмотренность, работы именитых кутюрье? - На самом деле, по-разному. Вдохновение - оно везде. Ты можешь вдохновиться любым предметом, он может тебе напомнить какую-то интересную форму в костюме, и ты возьмёшь её за основу своего творческого проекта. - Какие дизайнеры и бренды тебе нравятся? - В основном это деконструктивисты, наподобие Маржела (Мартан Маржела - бельгийский модельер, основатель французского дома моды Maison Margiela, - прим. ред.) , Ёдзи Ямамото. Мне ещё очень нравится то, что сейчас делает Демна Гвасалия в Balenciaga и Vetements. Разные бренды могут дать разное представление о направлениях в моде, каждый бренд может продемонстрировать одну и ту же стилистику по-своему. - Ты - представитель поколения зумеров. Как ты думаешь, чем вы, дизайнеры поколения Z, отличаетесь от тех же миллениалов, например? - Мне кажется, мы смелее во многих проявлениях. Для нас не является чем-то страшным сочетать несочетаемое, привносить какие-то, казалось бы, нестандартные вещи в одежду. Преподаватели иногда всё равно нас чуть-чуть подзагоняют в рамки, но это чтобы мы сильно не расслаблялись (улыбается) . - Как твои родные относятся к твоему творчеству? Они, как люди, которые тоже шьют, понимают твои работы или для них это всё-таки что-то непривычное? - Моя семья всегда меня поддерживает, и им нравится всё, что я делаю. Не знаю, насколько это правда, но надеюсь, что это действительно так (улыбается) . Они у меня очень прогрессивные, понимают современную моду, и поэтому им не кажется моё творчество чем-то странным. Им всегда понятно, почему я это делаю, как я это делаю, и поэтому им нравятся мои работы. - Насколько сегодня важно продвижение дизайнеру? Как ты думаешь, в 2021 году можно "проснуться знаменитым", никак не рекламируя себя в соцсетях? - Я думаю, всё возможно, но, конечно, в век такого развития технологий, информации, важно себя продвигать. Если ты действительно хочешь достичь успеха, нужно постоянно быть на виду, как-то показывать себя и уметь правильно себя презентовать. - Как ты представляешь людей, которые будут носить твою одежду? - Сложный вопрос. Я об этом задумывалась, но я нахожусь ещё в творческом поиске, поэтому пока что не знаю, какой он - мой потенциальный покупатель. Наверное, это человек, который любит экспериментировать, хочет выглядеть интересно и необычно. - А ты бы хотела иметь свой личный бренд? - Да, конечно, хотела бы, в планах на будущее это всегда есть. Мне кажется, у каждого из нас, дизайнеров, есть какой-то такой план в голове, иметь своё дело под личным брендом. - У нас в Омске люди модно одеваются? - На самом деле, когда я приехала на первом курсе учиться в Омск, я очень сильно удивилась. Мне показалось, что в моём городе (я сама из Казахстана, Петропавловска) люди одеваются даже лучше. Но сейчас всё очень поменялось, особенно я это заметила, когда вернулась в Омск после года на дистанционном обучении. Мне кажется, что сейчас люди стали более смелыми в подборе одежды, и это наконец-то коснулось и Омска. - Что тебя может расстроить в образе человека? - Расстроить, наверное, это слишком громкое слово. Люди одеваются, как они хотят, как им удобно, и я никого за это не осуждаю. Конечно, в любом случае приятно видеть человека, который интересно одет, потому что в первую очередь ты подмечаешь какие-то детали в его образе для себя, думаешь: "Ага, вот, например, здесь я могу взять этот приём и использовать его в своих образах или в своём проекте". Это как раз про вдохновение. - Ты можешь пожертвовать комфортом в одежде или всё-таки красота не требует таких жертв? - Иногда жертвовать комфортом приходится, потому что вещи - они не все удобные (улыбается) . Но всё равно больше я выбираю комфорт, потому что, когда ты чувствуешь себя в одежде не очень удобно, это всегда ощущается, отражается на твоём настроении и на всём остальном. - Как ты относишься к одежде из переработанных материалов? - Очень хорошо. Мне кажется, у меня девяносто проценто гардероба - это какие-то переделанные вещи, поэтому у меня тема ресайклинга находит большой отклик. Я с большим интересом этим занимаюсь: ты даёшь вещам вторую жизнь, и плюс это ещё довольно экологично. - А где вообще в Омске можно стильно одеться? Или в интернете проще заказать? - Да можно стильно одеться хоть в бабушкин халат, если знаешь с чем его сочетать. Мне кажется, сегодня понятия "модно", "тренды" вообще уже уходят на второй план, и сейчас идёт упор именно на какой-то личный стиль, на собственные предпочтения, самовыражение. - Что ты любишь помимо дизайна? - Мне нравится фотографировать, я люблю снимать видео, монтировать их. Делать что-то такое мелкое - плести, вышивать. - Какие у тебя ближайшие творческие планы? Может быть, уже есть в голове образ какого-то платья, наряда? - Пока что нет. Впереди у меня дипломный проект, и сейчас мои мысли заняты только этим. Поэтому сильно вперёд на будущее не загадываю. Фото: Илья Петров