«Ради сына стал спекулянтом»: актер Александр Самойленко — об отцовстве, космосе и трудных 1990-х

На телеканале «Россия 1» вышел сериал «Стенограмма судьбы», одну из главных ролей в котором играет Александр Самойленко. Актер рассказал «Вечерке» о воспитании детей, опыте работы каскадером, о том, почему он не хочет слетать в космос.

«Ради сына стал спекулянтом»: актер Александр Самойленко — об отцовстве, космосе и трудных 1990-х
© РИА Новости

— Александр, расскажите о вашей роли в «Стенограмме судьбы». Чем-то она вам близка?

— Мой партнер Давид Ткебучава был режиссером фильма, и это он для меня выбрал роль. Мой герой — такой человек из 1990-х, бандит, пытающийся быть интеллигентом. Он старается делать добрые дела.

— Художники, которые оформляли сериал, говорили, что им трудно было воссоздавать именно 1990-е.

— Проблема в том, что это было вроде как совсем недавно, поэтому радикально нового ничего не произошло. Даже в плане моды. 1960-е годы от нынешнего времени отличаются сильно, 1970-е можно отличить, а 1990-е — не очень, не считая малиновых пиджаков.

Трудно уловить существенные нюансы. Тем более если говорить про Москву, мы увидим, что из прежней эпохи мало чего осталось.

Новодел лезет в глаза, поэтому приходилось что-то дорисовывать, воссоздавать на компьютере. Дореволюционную архитектуру в Москве снимать легче, чем здания советской эпохи, из которых очень многие не уцелели. Зрителю неточности не бросаются в глаза, а для историков они важны, а значит, для нас тоже.

— У вас самого в 1990-е была интересная судьба. Вы сыграли эпизод в фильме «Забытая мелодия для флейты» (1987), а потом ушли и из кино, и из театра. Писали, что вы стали спекулянтом.

— Ну, наверное, да (смеется). Нужно было кормить семью, в 1986 году у меня сын родился (первенец Степан. — «МВ»).

— Вы устроили мастерскую по изготовлению декораций с Максимом Сухановым, потом организовали ресторанный бизнес.

— Мы вообще с Максом не один бизнес устраивали — и в том числе продавали, спекулировали на рынке. Чего только не делали в 1990-е годы, чтобы заработать. Но сейчас уже практически коммерцией не занимаемся.

— Недавно вы снялись у Клима Шипенко в драме «Декабрь». Кого вы там играете?

— Пока секрет. Да и не думаю, что об этом герое стоит много говорить. Кроме Александра Петрова, который играет главную роль, все другие персонажи — значимые, но очень небольшие. В центре истории — трагическая судьба Есенина, и она того заслуживает. Не могу сказать, что я фанат поэта. Для меня Есенина раскрыл Клим.

— А вы бы слетали в космос, как Клим Шипенко и Юлия Пересильд?

— Нет, не слетал бы! Во-первых, никогда не мечтал об этом. Во-вторых, я не очень романтический герой, а космос — это из разряда «мечта детства». А вот Клим, еще когда мы в 2017 году снимали «Салют-7» (о подвиге советских космонавтов), говорил, что с удовольствием бы побывал в космосе.

— Но в вашей жизни есть тоже нечто героическое. В фильме «Салют-7» вам нужно было сыграть эффектную эмоциональную сцену: вы даже разбили сверхпрочное стекло.

— Да, каскадеры уверяли, что стекло не бьется. Но я справился. Слава богу, обошлось без травм.

— Вы часто заменяете каскадеров в кадре?

— Я был когда-то каскадером и сам. Но не могу сказать, что люблю делать трюки, особенно сейчас, с возрастом уж точно ничего выдающегося в кадре не совершаю. Каждый должен заниматься своей профессией.

— В «Ночном дозоре» у вас очень яркий персонаж — медведь-оборотень. Вы бы сейчас сыграли сказочного героя?

Я люблю научную фантастику. Брэдбери, Азимова, из наших — Александра Беляева. А фэнтези мне не очень нравится. Когда прочел сценарий «Дозора», я там ничего не понял и сначала отказался играть.

Согласился, только когда узнал, что фильм снимает Тимур Бекмамбетов. Мы когда-то вместе поступали в театральный институт. Мне было очень интересно с ним поработать.

— Пару лет назад вышел фильм «Черновик», тоже по роману Сергея Лукьяненко, но картина провалилась в прокате.

— Я даже не заметил этой премьеры. «Дозор» для начала 2000-х был очень ярким явлением. Прорыв в российском кино, который трудно повторить. Современного зрителя трудно удивить.

— Как боретесь за зрителя?

— Стараемся выбирать интересные, нетривиальные истории и добросовестно выполнять свою работу.

— Чего не хватает современному кино? Куда бы вы направились как артист широкого профиля?

— Я бы с удовольствием смотрел и снимал доброе кино, от которого хочется получать заряд положительных эмоций. Собственно, мы это и стараемся делать.

В центр внимания ставим не острый сюжет, а, например, мелодраматическую линию, как в фильме «Стенограмма судьбы». Это история о человеческих чувствах, без которых нельзя быть счастливым и вообще — живым.

— В 2015 году в комедии «Родители» вы играли отца собственного сына Александра. Потом снимались с сыном Степа- ном. Каково это — быть в кадре со своими сыновьями?

— Так или иначе пытаешься контролировать их. Вместо того чтобы отдаться своей роли, пытаешься «играть» за детей, делать им замечания. Это не идет на пользу. Поэтому не очень люблю играть со своими детьми.

— У вас нестандартная ситуация: трое сыновей от браков, которые распались. Но при этом вы ухитряетесь быть хорошим отцом. Как это удается?

— У меня есть еще дочь!

— В браке, который сейчас. Я вам очень желаю его сохранить. Но вы и с сыновьями в хороших отношениях.

— Быть отцом — любить своих детей, несмотря ни на что. Сейчас младший сын уехал жить в Испанию. Мы каждый день с ним созваниваемся. А иногда и по два раза в день. Я очень люблю детей. И надеюсь — они меня.

ДОСЬЕ

Александр Самойленко родился 28 марта 1964 года в Ташкенте в семье доктора гидробиологических наук и школьной учительницы. В 1988 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина.

Дебютировал на экране в эпизодах картин Александра Панкратова «Проделки в старинном духе» (1986) и Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987). После большого перерыва вернулся в кино в 2001 году.

Организаторская жилка

В лихие 1990-е основным местом работы Александра Самойленко была должность администратора в Академическом театре им. Е. Вахтангова. Через два года вместе с другом Максимом Сухановым актер придумал устраивать при театрах рестораны. Одним из первых успешных предприятий стал закрытый клуб «Маяк».

Дед Мороз

Александр признается, что в «тощие» времена «дедморозил» на новогодних елках. По забавному совпадению его персонаж в фильме «Посылка с Марса» ( 2004) тоже подрабатывает Дедом Морозом.

Личную жизнь

артист не афиширует. Известно, что первый брак с однокурсницей Инессой Боровиковой завершился разводом, продержавшись всего семь лет. Вторая жена, Елена, родила сына Александра, но и эти отношения распались. Третья — Евгения была моложе на 19 лет, а в 2015 году супруги разошлись.

Сейчас актер счастливо женат на директоре Детского фестиваля искусств в «Артеке» Наталье Громовой, растит с ней общую двухлетнюю дочь Еву и надеется, что этот союз будет самым долговечным.

Красивый роман с Ольгой Ломоносовой

походом в загс так и не увенчался. Как рассказал Самойленко, они не «совпали» по времени. Сначала Ольга была не готова к серьезным перспективам, а потом энтузиазм угас у Александра.

Первые лучи большой славы

Лучи славы Забрезжили после того, как актер сыграл друга семьи, стоматолога Андрея Антонова, в сериале «Папины дочки» (2007–2012).

Сыновья пошли по стопам отца

С первенцем Степаном артисту с трудом удалось наладить отношения. В общении с младшими сыновьями Александром и Прохором уже постарался не совершать ошибок и максимально участвовал в их жизни. Степан и Александр в итоге выбрали актерскую профессию.

Режиссер

В творческой «копилке» Самойленко есть и режиссерские работы: комедии «Роман ужасов» (2005) и «Будем на «ты» (2006). Однако оба фильма не произвели впечатления на публику: «Я понял, что режиссер — совершенно чужая для меня профессия. У меня нет амбиций в этом смысле. Здесь нужно быть немного сумасшедшим, а я слишком нормален», — признался артист.